Ученые считают, что есть достоверные доказательства появления человека на территории современной Шотландии уже 8000 лет назад, а признаком первых поселений — около 6000 лет. Традиционно Шотландия ведет отсчет своей истории с 843 года...
Дата: Воскресенье, 26.06.2016, 22:04 | Сообщение # 27
Граф
Сообщений: 863
Язык Шотландии
С тех пор, как Шотландия официально стала частью Соединенного Королевства, английский является одним из национальных языков этой страны. Однако, на данный момент он далеко не единственный язык Шотландии, на котором разговаривают коренные жители: в числе официальных языков этой страны любой справочник и путеводитель также назовет Вам англо-шотландский и шотландский кельтский (гаэльский) язык. Что же представляют собой эти языки, действительно ли они до сих пор находятся в употреблении, к какой языковой группе они принадлежат?
Заходит в эдинбургский бар австралиец, садится и начинает болтать без умолку. Один из завсегдатаев слушал-слушал, а потом и спрашивает: "А ты, парень, откуда?" — "Я из лучшей страны мира", — с гордостью отвечает австралиец. "Да что ты? — удивился шотландец. — А акцент у тебя какой-то не шотландский".
Англо-шотландский язык Шотландии
Относится к западногерманской группе индоевропейских языков и по своему строению, структуре, произношению родственен английскому языку. Оба языка восходят своими корнями к древнему английскому языку, который начал складываться на Британских островах еще в отдаленные времена, но существенные различия между языками начали появляться только в 11-12 веках. На 14-15 век приходится наибольший расцвет шотландского английского, однако после окончательного присоединения Шотландии к Великобритании уровень употребление этого языка значительно понизился.
В настоящее время англо-шотландский язык нередко считают диалектом английского, однако по сути своей это отдельный язык. На протяжении длительного времени употребление англо-шотландского языка считалось проявлением недостаточного образования, поэтому учителя преподавали в школах только «чистый» английский. На работу, особенно на те профессии, где важен разговорный язык, брали специалистов с четким и правильным английским языком. Подобная ситуация привела к тому, что на данный момент на англо-шотландском говорят только 1,5 млн. человек, и даже литература на этом языке выпускается только со словарем и пояснительными сносками.
Стоит, кстати, отметить, что именно этот язык Шотландии имеет в произношении большее сходство с русским, поэтому акцент жителей нашей страны с раскатистым «р» будет для носителей англо-шотландского весьма привычен.
Гаэльский язык Шотландии
Этот язык принадлежит к гойдельской группе индоевропейских языков, к которой относится также древнеирландский, мэнский и ряд других, ныне исчезнувших кельтских языков. На данный момент носителями этого языка считаются около 60 тысяч человек на территория Шотландии (а это не более 2% населения) и около 30 тысяч за ее пределами. Гаэльский язык является более старым, чем англо-шотландский, и еще лет 700 назад являлся основным языком на территории Шотландии, на котором говорило практически все население. Впоследствии его практически полностью вытеснил более простой новый язык, но в настоящее время предпринимаются значительные усилия для того, чтобы сохранить этот уникальный пласт шотландской культуры.
Дата: Воскресенье, 16.04.2017, 08:01 | Сообщение # 30
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40170
Битва при Куллодене, 16 апреля 1746 года
Полковник Кер из Градина
Битва при Куллодене, в которой армия герцога Камберленда разгромила якобитские силы, ознаменовала конец восстания. Наголову разбитые, сторонники принца Чарльза укрылись в горах, а их недавний вождь затаился в ожидании дня, когда сможет тайком покинуть страну. Роберт Форбс, священник епископальной церкви Шотландии, собрал многочисленные свидетельства о восстании. Разумеется, в этих воспоминаниях много достаточно вольных интерпретаций фактов, да и неточностями они грешат изрядно, однако отчет о битве при Куллодене, составленный полковником Кером, близким к принцу человеком, считается вполне надежным источником. При этом отчет Кера кажется почти скучным применительно к событиям, которые в нем описаны; такова цена, заплаченная за честность и достоверность.
Во вторник, 15 апреля, армия вышла на пустошь, около мили к востоку от Куллоден-хауса, где и выстроилась в боевом порядке и стала ждать подхода герцога Камберленда. К нам присоединились люди Кеппоха из Форт-Уильяма, а принц, обойдя солдат, с радостью убедился, что люди не утратили боевого духа, несмотря на то, что рацион составлял всего одну лепешку на человека в день, да и в средствах мы были стеснены. Принц, которому сообщили, что герцог Камберленд остановился в Нэйме и что корабли с продовольствием подойдут под вечер к Инвернессу, созвал военный совет; после жарких споров — хотя не присутствовали ни граф Кромарти, находившийся в плену, о чем, впрочем, не ведали, ни Макферсоны, ни главные из Фрэзеров — было решено выступить и попытаться застать герцога врасплох (до Нэйма было около двенадцати миль). Мы двинулись между семью и восемью часами вечера; первой колонной командовал лорд Джордж Мюррей, а второй сам принц. Быстро стемнело, поэтому несколько раз мы останавливались, поджидая отставших.
Примерно на половине пути лорд Мюррей приказал полковнику Керу, одному из адъютантов принца, скакать в конец колонны и передать офицерам соответствующие распоряжения относительно плана нападения: сочли, что лучше не стрелять, а взяться за мечи, чтобы враг долее пребывал в неведении. Когда Кер вернулся в голову колонны, чтобы сообщить лорду Мюррею об исполнении приказа, он увидел, что армия остановилась чуть к востоку от Киравок-хауса, и между офицерами идет спор, следует или нет двигаться далее (до лагеря неприятеля в Нэйме оставалось не более четырех миль) или же лучше вернуться в Куллоден, поскольку темноты оставалось не больше часа, а если не подобраться к противнику до того, как начнет светать, о неожиданном нападении уже говорить не придется, да и неприятель уже успеет вооружиться, поскольку было известно, что Камберленд собирался выступать рано поутру.
Герцог Пертский и его брат, лорд Джон Драммонд, которого прислали опекать принца, вернулись к лорду Мюррею. Лохиель и прочие, которые ехали впереди, прослышали о том, что между колоннами образовался разрыв и его вряд ли удастся сократить до рассвета, а потому решили вернуться в Куллоден, что и было сделано, пусть, как говорят некоторые, и вопреки желанию принца. Возвращались самым коротким путем, мимо церкви в Крое, всего в двух милях от места остановки, и все же солнце успело взойти прежде, чем передовые части пришли туда, так что стало окончательно ясно — на то, чтобы застать врага врасплох, как предполагалось, рассчитывать не приходилось. Из Кроя мы двинулись к Куллодену, откуда большинство, как офицеры, так и солдаты, ушли к Инвернессу и в другие места в поисках продовольствия, какового отчаянно не хватало. Принцу с немалыми трудами раздобыли в Куллодене немного хлеба и виски, он немного передохнул после ночного марша — и получил донесение разведки, что враг на подходе; посему тем, кто находился поблизости, приказали вооружиться, а нескольких офицеров отправили в Инвернесс и в соседние поселения, чтобы они отыскали наших фуражиров.
Те, кто находился в Куллодене, выдвинулись к пустоши, где к ним присоединились три сотни Фрэзеров, а полковник Кер поехал изучать вражескую диспозицию. Вернувшись, он сообщил принцу и лорду Мюррею, что неприятельская пехота идет тремя колоннами, а конница держится слева, и они способны мгновенно выстроиться в боевой порядок.
Принц приказал построиться двумя линиями, а нашу малочисленную конницу оставил в тылу на флангах, пушки же велел разместить в первой линии, что было нелегко сделать по причине отсутствия лошадей. Времени выдвигаться на позицию, на которой стояли накануне, уже не было, потому расположились на милю западнее, имея на фланге первой линии скалы; вторая линия встала на положенном расстоянии позади. Разведчики осмотрели скалы, которые спускались к реке Нэйрн, и удостоверились, что лазутчиков врага там нет; чтобы оттуда никто не мог угрожать нашему правому флангу, в скалах разместили два батальона, поручив им также наблюдать за перемещениями неприятеля.
Герцог Камберленд построил свой фронт и приблизился на расстояние пушечного выстрела, после чего остановился и стал располагать свои пушки в передней линии, каковая была шире нашей на обоих флангах; конница же по-прежнему держалась слева, лишь небольшой отряд перебрался на правое крыло. Едва герцог разместил пушки, они открыли пальбу, на которую ответили наши орудия, а принц ездил вдоль линии и подбадривал людей, а затем подыскал себе удобное местечко (там был убит один из его слуг), чтобы наблюдать за ходом сражения, не сомневаясь, что герцог пойдет в атаку, поскольку ветер дул нам в лицо, а с неба сыпал густой снег.
Здесь необходимо заметить, что не подошли ни те, кого созвал граф Кромарти, ни Макферсоны, ни те две или три тысячи, которые были с нами вчера. Невзирая на это и на то, что пушки Камберленда выкашивали наши ряды, лорд Джордж Мюррей, который командовал правым крылом, послал полковника Кера к принцу узнать, следует ли начинать наступление, и принц ему разрешил.
Поскольку правое крыло выдвинулось далее левого, полковник Кер поскакал налево и передал приказ герцогу Пертскому, который там командовал, наступать, а сам вдоль линии поехал направо, где находился атакованный неприятелем лорд Мюррей с людьми Атолла… каковые сумели с присущей им отвагой (да и вся линия им не уступала в доблести) прорвать линию Камберленда в нескольких местах и захватить две вражеские пушки. Хотя неприятель окружал их с боков и надвигался спереди, они под непрерывным огнем дошли почти на расстояние штыкового удара, а врага не видели из-за дыма, покуда тот не выстрелил. В начале наступления Кэмпбеллы ухитрились разрушить значительную часть укрепления, которое возвели в скалах, и драгуны герцога пробрались к нам в тыл, а те два батальона, которые поставили вести дозор, ни разу не выстрелили. Когда это открылось — и под огнем вражеской пехоты, — силы принца пришли в совершенное расстройство, из-за чего разгром сделался неизбежным.
Принц отступил вместе с несколькими верными людьми, пересек вброд Нэйрн, дороги между Инвернессом и Коррибрей, никем не преследуемый; позже он расстался со своими спутниками, забрав лишь лошадей Фицджеймса, и двинулся вверх по течению, а прочие поскакали к Рутвену из Баденоха, у которого и провели несколько дней, ожидая ответа на свое письмо принцу; когда же истек назначенный срок ожидания, все разошлись, и каждый отныне стал сам по себе.
всё смешалось... кони... люди.. что каждый из них хотел там увидеть или найти? все живы после такой встречи? я лично стараюсь не посещать много-много людные мероприятия Надо мной, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа
21 сентября 1745 года состоялась битва при Престонпанс.
Нашла отличную и полную статью. написал наш журналист-историк Александр Морозов. Жду от него ответа, как только получу от него разрешение на публикацию, вы сможете прочитать великолепную статью.
Жду от него ответа, как только получу от него разрешение на публикацию, вы сможете прочитать великолепную статью.
огоо как это у тебя получилось? Он наверно сильно удивился, от чего вдруг такой интерес к битве А когда он написал эту статью? Надо мной, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа
Мне кажется, господин Морозов должен проявить здоровое любопытство и посмотреть сериал, в котором описываются интересующие его события). Может, и он станет поклонником ЧС! "Держись прямо и постарайся не толстеть" :)
Совсем чуть-чуть и мы вместе с двумя нашими любимыми героями полностью окунемся в такой непростой для Шотландии XVIII век, век надежд и разочарований, стойкости и храбрости, верности и терпения, век создания новой жизни, и, конечно же, в век Просвещения.
Возможно будет не лишним, если перед этим "погружением" мы попробуем вспомнить: что же происходило в Шотландии до наступления и во время такого долгого для Шотландии XVIII века.
С вашего позволения постараюсь кратко описать основные исторические события. Информационные источники:
1. "История Европы (с древнейших времен до наших дней)" в 8 томах под ред. З.В. Удальцовой, изд. "Наука", Москва, 1988 2. Хендерсон Изабель "Пикты. Таинственные воины древней Шотландии", изд. "Центрполиграф", 2004 3. Патрик Фрейзер Титлер "История Шотландии (от пиктов до Брюссов)", изд. "Евразия", 2016 4. Виктор Апрыщенко "Шотландия в новое время (в поисках идентичности"), изд. "Алетейя", 2016
С древнейших времен и до VI века н.э.
Первые племена эпохи мезолита пришли на земли будущей Шотландии с севера примерно 6 тысяч лет назад. В основном они собирали на скалах и рифах устриц и моллюсков и в поисках пищи кочевали, предпочитая глубоко изрезанные берега западной Шотландии и Гебридских островов. Каменные строения, состоящие из трех колец в Лусса Вуд на острове Йюра считаются самой ранней каменной постройкой на территории Шотландии. Скорее всего, это основания шатров, предназначенных для укрытия. В Оронсае, Кинтайре и в заливе Льюс на западном побережье, а также в устьях рек Файф, Дисайд и Форт были обнаружены залежи раковин моллюсков, относящиеся к эпохе мезолита.
Древние люди неолита, судя по всему уже вели некий осёдлый образ жизни: строили сооружения для жилья, вырубали леса, обрабатывали землю, сеяли семена и собирали урожаи. Самые ранние поселения появились примерно 4 тысячи лет тому назад. Древние люди этой эпохи обладали культурой сложных погребальных обрядов и устраивали многокамерные обширные могильники, над которыми устанавливали каменные памятники или возводили курганы. Так называемые мегалиты (от греческого "мегас" - "большой", "литос" - "камень") той эпохи поражают воображение. Из огромных плит и столбов были созданы сооружения неизвестного назначения. Среди таких конструкций выделяется знаменитый Стоунхендж в графстве Уилтшир, в Англии, который, как считают, был построен для наблюдения за небесными светилами. Вполне вероятно, что в таких сооружениях могли хоронить умерших. В Шотландии концентрические круги каменных вертикальных столбов можно увидеть на западном побережье Льюиса, на Гебридских и Оркнейских островах (Кольцо Бродгара и Камни Стеннеса), а также линейные столбы находятся в Аргайле, каждый из них весит до трех тонн. Остается загадкой, кто воздвигал эти странные сооружения и где приобретались такие уникальные инженерные знания.
Известно, что в 1 тысячелетии до нашей эры появился религиозный культ друидов, у которых в качестве алтарей использовались огромные камни, поставленные вертикально. По-видимому, эту религию, где обожествлялись природные силы и в первую очередь Солнце, принесли с собой с востока переселявшиеся племена кельтов. У друидов была хорошо отлаженная иерархия, часты были человеческие жертвоприношения. Класс друидов обладал священной неприкосновенностью, он фактически управлял всем обществом древних кельтов. Священным растением у друидов была mistletoe (омела белая).
Кельты - аборигены Западной Европы, когда-то они жили на западе и севере Западного Средиземноморья, а также в районе Альп. Это общее название для целой группы народов, потомков индоевропейских племен, говоривших на родственных языках, исповедовавших близкие религии и создавших уникальную культуру, совершенно отличную от других культур. Античные авторы называют кельтов в числе четырех величайших "варварских народов" (остальные три - скифы, персы и ливийцы). Применительно к населению Британии и Ирландии не осталось никаких свидетельств того, что жители "Британского" острова так себя называли.
Самый крупный кельтский народ - галлы - еще во времена Римской империи подвергся сильному влиянию латыни, практически потеряв свой язык Затем на эту землю пришло германское племя франков (память о его родине сохранилось в названии Франкфурта). Кельтский, по сути, народ заговорил на романо-германском языке. В чистом виде на континенте кельты сохранились лишь на полуострове Бретань. Это так называемые бретонцы. Они не являются потомками местных галлов; это бритты, переселившиеся на континент из Британии в V-VI веках. под давлением германских племен.
По-другому дело обстояло в Британии. В силу своей удаленности и изолированности от римского влияния бритты не приняли латынь и продолжали говорить на кельтских диалектах вплоть до вторжения на их остров германских племен (англов, саксов, ютов и фризов) в V-VI столетиях.
Около 100 года до н. э. на территории нынешней Шотландии произошло две колонизации. В основном это были движения беженцев, которые спасались от римского давления на Галлию и юг Британии. Путь, по которому они попали на север, нельзя определить с абсолютной уверенностью, однако предполагается, что по меньшей мере какая-то часть тех, кто переселялся на северо-запад, по дороге вошла в контакт с крупным племенем бригантов в Йоркшире. Большая часть восточных поселенцев, скорее всего, пришла по морю и попала в Шотландию по рекам Твид, Форт и Тэй.
Характерной чертой западных поселений стал брох, а восточных – «глазированный» форт.
Брох — это тип круглого крепостного сооружения железного века, выложенного методом сухой кладки (то есть без использования скрепляющего раствора). Брохи характерны только для Шотландии, где их насчитывается более 100. Слово broch происходит из древненорвежского языка и означает «крепость». Сейчас брохи представляют собой башни, которые зачастую достигают высоты более 18 метров и имеют диаметр около 9 метров. Люди, которые построили брохи, имели, скорее всего, смешанное происхождение: они были потомками местных жителей бронзового века и пришельцев-кельтов, часть которых была связана с последней стадией британского железного века в области бригантов. Планировка настоящих брохов на удивление однообразна. Возможно, что они были построены в качестве реакции на определенную политическую ситуацию. Высота брохов предполагает, что их строители ожидали нападения врагов, которые превосходили их только числом, а вся оборона броха заключалась в том, что его хозяева должны были помешать врагам на него взобраться.
«Глазированный» форт обычно имел овальную или продолговатую форму. Стены из сухого камня переложены бревнами. В результате намеренного или случайного поджога этих бревен достигалась температура, при которой камни начинали сплавляться.
Поскольку приход строителей брохов на крайний север Шотландии более или менее совпал с появлением на юге строителей фортов, естественно, возникает вопрос, какая связь существует между двумя этими группами и существует ли она вообще. На этот счет есть разные мнения. Некоторые ученые считают, что у нас нет никаких данных о конфликтах между ними. Границы между этими двумя группами не менялись, и зоны распространения свойственных их культурам предметов взаимно исключают друг друга. Вместе с тем расположение брохов и "глазированных" фортов может указывать как раз на враждебные отношения между двумя племенами.
В первых веках нашей эры племена, обитавшие на территории нынешней Шотландии, стали называться пиктами (от латинского "picti" - "крашеные, разрисованные"). Так римские легионеры пренебрежительно прозвали этот народ, украшавших тела и лица боевой голубой раскраской и татуировками.
Вообще завоевание Британии, начавшееся с экспедиции императора Клавдия в 43 году н. э., привело к покорению большей части "британского" острова и созданию римской провинции Британия, жители которой – бритты – постепенно стали перенимать римский образ жизни и обычаи, носить римские имена и служить в римской армии. Племена же крайнего севера (нынешняя территория Шотландии) остались свободными, хотя римляне пытались их завоевать на протяжении многих лет.
Это было ожесточенное время. Так, в 80 году н.э., "Девятый легион" римлян под руководством Юлия Агриколы (на тот момент правителя римской провинции Британия) в целях расширения границы Римской империи, вторгся в южную "Шотландию" из северной Англии и достиг рек Форт и Клайд. Железной дисциплине и воинскому опыту легиона противостояли ожесточенно сопротивлявшиеся пиктские племена. Они то нападали на врага, то внезапно исчезали, поскольку вели настоящую партизанскую войну. Римляне возвели по линии Форт-Клайд цепь укреплений, но "местные жители" не давали охранявшим их легионерам покоя, постоянно совершая жестокие набеги. Тогда Агрикола решил двинуться дальше на север и уничтожитьна их территории. Летом 83 года н.э. при поддержке флота римский полководец начал наступление. Племена "Каледонии" (как называли тогда римляне территорию нынешней Шотландии) предприняли удачное ночное нападение на римский лагерь в районе озера Лох-Ливэн. Спаслись единицы римлян, каледонские кланы на время забыли свои междоусобицы и объединились в борьбе против римской армии. Перезимовав в своих укреплениях, римляне решили нанести решающий удар, сражение происходило в районе Грампианского плоскогорья. Вождем аборигенов был вождь по имени Галгакий. 30-тысячная армия коренных племен противостояла 26-тысячной армии римлян. Несмотря на численное преимущество, племена "Каледонии" уступали римлянам в экипировке, дисциплине и опыте таких больших битв. Они потерпели поражение и отступили. Однако Агрикола побоялся преследовать противника в горах и вернулся к своим фортам. Через некоторое время северные племена вновь стали совершать набеги на римлян, и те вынуждены были отступить.
Для защиты от набегов племен "Каледонии" во II веке н. э. был построен сначала каменный Адрианов вал (по приказу императора Адриана), а несколько десятилетий спустя – земляной Антонинов вал (в честь императора Антонина Пия).
С конца III века, после периода смуты в самом Римском государстве, усилились набеги как северных племен – пиктов, так и жителей соседнего острова Гибернии (Ирландии), которых в Британии называли скоттами.
Если сделать небольшое отступление, то интересно, что после падения римского господства в начале V века римская провинция оказалась предоставлена самой себе – то ли потому, что центральной власти было не до Британии, то ли из-за сепаратизма бриттской элиты. Видимо, в середине V века бриттские властители приняли роковое решение: для защиты от набегов они пригласили германских наемников, которые спустя недолгое время взбунтовались, перерезали своих хозяев и захватили значительную часть острова. Так в Британии появились англы, саксы и юты (эти племена в общем называют англосаксами), и часть острова стала называться Англией.
Более мирными переселенцами оказались, как это ни парадоксально, те самые ирландцы-скотты, от набегов которых англы должны были спасти Британию. Ирландские колонии появились в Корнуолле и Уэльсе. Там переселенцы вполне уживались с романизированными бриттами. Одно из свидетельств тому – надгробные надписи V – VII веков. В них встречаются и латинские имена, написанные ирландским огамическим шрифтом (например, Виктор, Виталиан), и люди с ирландскими именами, чьи родичи носили латинские имена (Икориг, сын Потентина).
Селились скотты и на севере. Именно от скоттов северная часть Британии и получила свое современное имя – Шотландия. Первым королем скоттов в Британии считается Фергус, сын Эрка, умерший, как считали средневековые ирландские историки, в 500 году. Фергус был представителем правящей династии североирландского королевства Дал Риада. Слово «дал» родственно с русским «доля». «Риада» сопоставляется с основой, означающей «колесо», и должно было означать что-то вроде «владетели колесниц». Таким образом, Дал Риада – это «удел владеющих колесницами». В течение почти полутора столетий королевство существовало на обоих берегах пролива – в Ирландии и в Шотландии, и им управлял один король.
Таким образом, к середине VI века на территории сегодняшней Шотландии сосуществовало (отнюдь не мирно) четыре народа.
Во-первых, это ирландцы, они же скотты, объединенные в королевство Дал Риада. Именно династия Дал Риады в середине IX века сплотила Шотландию и, положив конец независимости пиктов, смогла достойно противостоять напору англосаксов и викингов.
Во-вторых, на севере появились англосаксы (точнее говоря, именно англы), которые образовали несколько своих королевств. Мелкие королевства Дейра и Берникия к первой половине VII века исчезли, уступив место крупной державе – Нортумбрии, которая стала одним из наиболее могущественных государств англосаксов в Британии, соперничая с южными единоплеменниками – Кентом, Уэссексом и Мерсией.
В-третьих, несмотря на давление со стороны англосаксов и скоттов, на севере сохранились королевства бриттов. После ухода римлян у бриттов появились свои короли. Отчасти это были представители местной знати, отчасти – бывшие командующие римскими военными частями и их потомки. Нашествие англосаксов положило конец бриттской государственности на значительной части территории Британии. Бриттским остался Корнуолл, Уэльс (королевства Повис, Дивед, Гвинедд и другие) и северо-запад Британии, где сформировались королевства Стратклайд, Регед, а также быстро исчезнувший Манау Гододдин. К началу IX века бриттские королевства прекратили свое существование – в основном в результате натиска англосаксов.
И в-четвертых, на севере Британии в то время жили и исконные обитатели этих земель – пикты, которые создали в VI веке своё собственное королевство, просуществовавшее до XI века. Именно королевство пиктов сыграло важную роль в формировании исторической Шотландии.
К сожалению, что-либо достойного не нашла, одни домыслы. Единственное, что точно известно, что они уже были "построены" к приходу кельтов. Про предназначение и как они появились разные ученые толкуют по разному, точных сведений нет. Если наткнусь на что-либо более или менее основательное обязательно напишу.
Основополагающие народы государства Шотландия (часть 1)
Наверное, чтобы лучше узнать характер и обычаи древних шотландцев, следует попытаться разобраться с помощью книг историков, что же мир знает о коренном народе севера острова, который затем вошел в состав знаменитой Шотландии.
Информационные источники:
1. . "История Европы (с древнейших времен до наших дней)" в 8 томах под ред. З.В. Удальцовой, изд. "Наука", Москва, 1988 2. Хендерсон Изабель "Пикты. Таинственные воины древней Шотландии", изд. "Центрполиграф", 2004 3. источник 3
Пикты
Пикты считаются самым загадочным народом в истории раннего Средневековья Британских островов. Ученым точно известно, что пикты жили за пределами Адрианова вала и были бесстрашными врагами римлян, однако до этого периода и после него история пиктов окутана мраком. Многие, как правило, знают о пиктах только то, что о них известно очень мало. Нет практически никаких пиктских документов, и ученые до сих пор не могут дать ответы на самые элементарные вопросы о пиктах: кто они были, на каком языке говорили, как сами себя называли и что случилось с ними после того, как они попали под власть скоттов. Мир располагает огромным количеством памятников пиктского монументального искусства, но, к сожалению, даже эти памятники, которые могли бы вызвать интерес к пиктам и подчеркнуть историческое значение этого народа, содержат сложную, но совершенно непонятную для нас символику.
Однако ученые, как известно, народ пытливый, и потому наука постоянно развивается, в результате чего открываются новые перспективы, в данном случае интересные сведения о пиктах.
Единственный пиктский письменный памятник, который дошел до нашего времени – это список королей с указанием продолжительности их царствования, самая примитивная форма исторической записи. К сожалению ученые не располагают пиктскими законами, летописями, хартиями, житиями местных святых, церковными календарями, мартирологиями или собраниями пиктских преданий и стихов. Эти пробелы сами по себе огромны, и к ним следует добавить еще один, самый огромный: неизвестно ни одно полное предложение, написанное на пиктском языке. Таким образом, лицо пиктского народа навсегда утрачено для нас. Все то, что придает раннесредневековой Ирландии и Уэльсу их особый характер, их очарование, все, что позволяет нам, даже спустя столь долгое время, по-новому понять особенную душу этих кельтских народов, у пиктов отсутствует и может быть обнаружено, наверное, только по невероятной случайности.
Единственное исключение – это работы пиктских камнерезов, которые дают нам единственную точку соприкосновения с пиктским менталитетом. Искусство пиктов – совершенно особенное, очень выразительное; оно говорит с нами на том же языке, что и современное искусство. Судя по всему, пиктское искусство зародилось в обществе чутких, знающих, понимающих людей со своими национальными особенностями.
Происхождение слова «пикты» неизвестно, но, с точки зрения римлян, это было удобное общее наименование разнообразных племен, обитавших севернее устьев Форта и Клайда. Таким образом, использование термина «пикты» должно быть ограничено периодом после 300 года н. э. Все, что было до этого, следует называть «протопиктским», или скорее притенским, поскольку жители Римской Британии называли обитавшие на севере острова народы именно *Priteni. В ирландских источниках это имя фигурирует как «круитни».
Многие историки сходятся на том, что основная область расселения пиктов была в политическом отношении разделена надвое, и можно предполагать, что эти две части, несмотря на то что их названия менялись, оставались стабильными политическими объединениями, которые разделяли Грампианские горы.
Грампианские горы стали естественным барьером, который должен был всегда в какой-то степени разделять находившиеся по его разные стороны племена, однако в нем есть и много проходов. Судя по современным данным, водораздел между двумя племенными группами вполне мог проходить и по центру страны: одни на западе и три прибрежных племени – на востоке.
Ученые предполагают, что пикты использовали в оборонных целях уже построенные до них брохи и "глазированные" форты, однако жили они в сооружениях под названием "подземелья", которые скорее всего тоже были построены до "исторических пиктов". Это были небольшие круглые в плане хижины из камня и переплетенных прутьев. «Подземелья» распространены по всему историческому королевству пиктов. Находки заставляют предполагать, что большая их часть была построена во II – III веках н. э.
На юге пиктской области типичное «подземелье» выглядит как просторный подземный проход, иногда длиной более 24 метров. Шириной он примерно 2,4 метра, высотой 1,8 метра . К концу он расширяется, так что на конце образуется округлый выступ. На севере страны «подземелья» по планировке больше похожи на жилища. Эту их функцию подтверждают и находки археологов. Однако более короткие и узкие «подземелья»-переходы в Абердине, скорее всего, использовались только как кладовые. Сравнительно просторные «подземелья» юга заставляют нас задуматься: они слишком малы, чтобы в них жить, но в то же время слишком велики для кладовых, которые возможно использовались главным образом как убежища для скота на зиму.
Поскольку до нас не дошло ни одной полной фразы на языке пиктов, написанной на пергаменте, источники по пиктскому языку включают краткие надписи на памятниках, названия мест и отдельные упоминания у античных и раннесредневековых писателей. На основе этих источников у пиктов бытовало два языка: индоевропейский (кельтский) и неиндоевропейский (язык местных жителей эпохи бронзового века). Кельтский использовался восточными племенами (там где использовали "глазурованные" форты), а неиндоевропейский язык - на севере и западе (там где использовали брохи). Причиной того, что на севере и западе плохо "прижился" кельтский язык, наверное,связано с последующим заселением этих областей ирландцами и викингами.
Кроме того так как большинство пиктских надписей (на камнях) написаны ирландским огамическим алфавитом, то можно полагать, что и этот язык также использовался. Огам – это весьма формализованная система письма, при которой на ребре камня делаются короткие насечки; каждая буква обозначается конкретным числом насечек, сделанных под определенным углом. Пикты, возможно, узнали об этом алфавите от скоттов Дал Риады. Разновидность огама, которую они использовали, заставляет думать, что к пиктам он попал примерно в VIII веке.
Племенные обычаи пиктов отличаются от соседних народов. Во-первых, судя по древним источникам наследование трона у них шло по "материнской линии" (от брата к брату, а не от отца к сыну). То, что говорят античные авторы о сексуальной жизни пиктов, предполагает, что у северных племен существовал какой-то вид многобрачия. Например, как рассказывает римский писатель Дион Кассий, когда императрица Юлия Домна, супруга императора Севера, упрекнула пиктскую женщину в развратности, та ответила, что римлянки тайно становятся любовницами самых жалких мужчин, в то время как пиктские женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору. Наследование по женской линии могло быть принято просто в виде решения практической проблемы доказательства отцовства, но при этом многобрачие всегда могло сопровождать наследование по женской линии, служа своего рода поддержкой религиозного и законодательного табу, запрещавшего сыновьям наследовать отцам. Однако наследование по женской линии может сохраняться даже в обществе, где принято единобрачие. В этом случае особую важность приобретают браки сестры и дочери короля.
Если в обществе принята полиандрия (многомужество) или просто полигамия (многобрачие), то личность отца нового короля могла быть неясна. Однако с появлением христианства такое незнание было уже невозможно. Именно в этом могут лежать корни другого приписываемого пиктам обычая – экзогамии, когда брачного партнера выбирали в другом племени. В исторический период есть только два доказанных примера экзогамии, однако соседнее королевство Дал Риада могло постоянно снабжать пиктов иностранными принцами и такие смешанные браки, как это часто утверждают, могли подорвать пиктское единство. Тем не менее бесспорных доказательств того, что пиктское общество было экзогамным, пока нет.
Античных писателей поражала не только неразборчивость пиктов в половых связях, но и принятый у них обычай татуировки. Тут тоже современные ученые расходятся, если одни считают, что отличенной особенностью пиктов были татуировки, то другие полагают, что более древнее наименование пиктов - Pritani или в переводе «люди рисунков», что может означать не только татуировки, но и традицию вытёсывать рисунки на камне.
Пиктское общество разделялось на три группы: друиды, всадники и народ. Друиды были жреческим сословием, которые являлись посредниками между народом и богами. Помимо этого они наделялись широкими политическими правами и занимались обучением детей. Промежуточным сословием общества пиктов были всадники: воины и представители королевской семьи. При опасности внешней угрозы в срочном порядке собирался военный совет, в котором принимали участи все вооружённые мужчины.
Пикты широко были известны своей отвагой и мужеством, причем женщины сражались так же отважно, как и мужчины. Повседневная жизнь пиктского воина проходила в относительной роскоши и удовольствии. Основное население занималось земледелием и скотоводством, излишки труда шли на содержание военной аристократии.
Первоначально вероисповедание пиктов, судя по рассказам ирландских монахов, было друидическое язычество. Пикты имели собственный пантеон богов, загробный мир. Они жили в мире, где все реки и деревья были священными, острова представляли собой камни, разбросанные гигантами, а родники бьют исключительно из тех мест, где ударил посохом старец. Стычки между друидами и христианами были острыми, но в целом пикты достаточно мирно приняли христианство.
Единственная уцелевшая связь с пиктскими верованиями представляет собой работу «лошадиных сплетников», которые пользовались славой среди сельского населения. Бормотание на непонятном языке коню в ухо использовалось наряду с заговорами, снадобьем и аромотерапией.
Широко было развито жертвоприношение. Причем наряду с жертвоприношением животных (допустим, быков), было распространено и жертвоприношение людей. Церковь боролась с этим, но казни у пиктов носили чисто ритуальный характер. Фольклор пиктов до нас не дошел, но ученые предполагают, что некоторые эпизоды в шотландских и ирландских сказаниях содержат в себе пиктские верования.
Первым из известных миссионеров Шотландии был святой Ниниан, который в конце IV веке основал монастырь Белая церковь, откуда христианство стало распространяться среди бриттов и даже пиктов вплоть до самых Шетлендских островов. Из-за языковых барьеров монастырь не оказал влияния на скоттов. В середине VI века с территории нынешней Ирландии стали прибывать другие христианские миссионеры. Первым был святой Оран. Но самым известным стал святой Колумба, основавший монастырь на острове Лиона, ставший центром распространения христианства среди скоттов и пиктов. Впоследствии этот монастырь стал местом захоронения шотландских монархов.
По легенде, именно святой Колумба впервые встретил монстра на озере Лох-Несс. Этот святой короновал короля скоттов Айдана, прямыми потомками которого были все шотландские короли.
Из Ирландии прибыли также миссионеры святой Мулаг, святой Мэлрубба, а продолжателем дела святого Колумбы стал святой Айдан. Также истории известен такой христианский миссионер Шотландии, как святой Палладий. Кстати, святой Патрик, так почитаемый в Ирландии, был тоже рожден в Шотландии. К концу VII века все четыре народа Альбы (нынешняя территория Шотландии) были обращены в христианство.
Сначала пикты представляли собой просто союз племен, и только к VI веку из них было сформировано несколько государственных образований, позднее ставших королевствами пиктов. Предполагается, что на раннем этапе своего существования было несколько независимых пиктских королевств — от двух до шести. Впрочем, по имени уверенно называется только Фортриу. Но уже к середине 6-го века фиксируется единое королевство пиктов с первым более-менее историческим королём — Бриде I, сыном Маэлкона.
С конца VIII столетия появился новый общий сильный и опасный враг - викинги, с которыми можно было бороться только совместными усилиями. В 843 году Кеннет МакАлпин, король ДалРиады (Ирландия) и одновременно претендент по родству на трон пиктов, напал на последних, ослабленных набегами скандинавов, устранил всех других претендентов на трон, и стал королем всей территории, что находилась к северу от реки Форт.
После этого пикты постепенно загадочно исчезли из истории. Есть версия, что они были безжалостно истреблены скоттами. Но более правдоподобно, что они ассимилировались со скоттами. Вплоть до своей смерти в 858 году Кеннет МакАлпин безуспешно пытался покорить англов южных районов Шотландии.
не от пиктов ли пошла и английская традиция передавать власть по женской линии?
Если я ничего не путаю, то в Великобритании нет престолонаследия именно по женской линии. Акт о престолонаследии был принят парламентом Англии в 1701 году и предусматривает, что в первую очередь престол переходит к наследникам мужского пола.
Королева Елизавета II взошла на трон только потому, что у ее отца, короля Георга VI, не было сыновей; если бы у нее был брат, даже младший, то именно к нему перешла бы корона.
Помимо приоритета наследников мужского пола, Акт о престолонаследии предусматривает, что королем или королевой Англии не может стать католик или человек, состоящий в браке с католиком. Разговоры об изменении порядка престолонаследия в Великобритании велись с начала 1980-х годов. Однако эта идея не находила поддержки у правительства Великобритании.
Но всё же 28 октября 2011 года на саммите Содружества главы государств и правительств организации одобрили изменения в правилах наследования британского трона. Новые правила отменяют традицию британской монархии мужское престолонаследие. Теперь наследником будет считаться первый, родившийся у монаршей четы ребенок вне зависимости от пола. Также аннулирован принцип, согласно которому будущий британский монарх не мог сочетаться браком с католиками.
Основополагающие народы государства Шотландия (часть 2)
Как мы уже знаем, коренной народ, который некогда заселял нынешнюю территорию Шотландии, - это пикты. Но было бы неправильно "забыть" о других народах, "вошедших" в Шотландию. Помимо пиктов территорию древней "Шотландии" населяли бритты, а также крепко обосновались пришлые народы: скотты, англы и скандинавы.
Путь их сближения и объединения в единое государство был тернист и враждебен, и в тоже время каждый народ оставил в истории особую печать. Давайте, остановимся кратко и на описании этих народов.
Информационный источник:
Д.Г. Федосов "Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века", СПб, М., изд. Евразия, 2017
Бритты
До вторжений германцев и скоттов в V–VI вв. бритты были самым многочисленным народом нынешней Великобритании и единственными (после ухода римлян) соперниками пиктов, с которыми их роднили некоторая культурная общность и Р-кельтский язык.
Юг Шотландии занимала северная ветвь бриттских племен: дамнонии (жили в долине Клайда), сельговы и нованты (Дамфрис и Гэллоуэй) и вотадины (Лотиан). Хотя роль Рима в этих краях сводилась лишь к военному присутствию, названные племена испытали воздействие римской культуры в наибольшей степени.
Еще в V в. у них сложились три примитивных королевства: Стрэтклайд со столицей в Алклуте, или Дамбартоне («крепость бриттов»), Регед (Камбрия) вокруг Карлайла и Гододдин с центром в Трэпреине, а позднее, возможно, в Эдинбурге.
Археологические и топонимические исследования удостоверяют высокую плотность населения и интенсивную расчистку лесов уже в ранний период. Наряду с возделыванием лучших в Шотландии земель северные бритты были скотоводами. Скот считался мерилом благосостояния, и ради его захвата снаряжались военные походы. Ремесленные изделия бриттов качественны и разнообразны, а отдельные формы керамики и стекла предполагают обмен с Ирландией, Галлией и прирейнскими районами.
Бритты первыми в Шотландии восприняли христианскую веру, которая пришла с юга в IV в. В конце этого столетия «апостол Каледонии», знатный бритт Ниниан, получивший образование в Риме, основал церковь и епископство в Уитхорне.
Не исключено, что он прибыл в уже существовавшую христианскую общину. Св. Ниниан, или как его еще называли "апостол южных пиктов", а также его последователи способствовали утверждению христианства у соплеменников и обращению части южных пиктов Файфа и Энгуса.
К бриттам, по-видимому, принадлежал и Св. Патрик Ирландский (V в.), причем некоторые исследователи полагают, что он был родом из Стрэтклайда, то есть с юго-запада нынешней Шотландии, из Килпатрика или Финтри.
Другим известным крестителем в тех краях был первый епископ Глазго Св. Кентигерн (или Манго), умерший, согласно валлийским анналам, в 612 г. Неудивительно, что по всей южной Шотландии рассыпаны поселения, в названии которых кроется «церковный» элемент: кельтский kil, латинский eccles, германский kirk.
Участь трех королевств северных бриттов в жестоких столкновениях между собой и с внешними врагами была различной. Гододдин и Регед оказались недолговечными. В конце VI — начале VII в. они подверглись сильному натиску нортумбрийских англов и распались после того, как король Нортумбрии Этельфрит своей победой при Честере в 613 г. отрезал их от северного Уэльса. Однако бриттам Стрэтклайда удалось выстоять, и их государство вступило в XI в.
Скотты
Когда в V в. редкие переселенцы из Ольстера прибывали через Северный пролив, который в самом узком месте между Ирландией и Шотландией имеет всего двенадцать миль, трудно было предсказать, что ирландским скоттам принадлежит будущее Шотландии, и сама страна будет названа их именем.
Скотты были кельтским народом и состояли в дальнем родстве с туземным населением Британии, но, в отличие от него, использовали язык гоидельской (Q-кельтской) ветви.
Вначале миграция и расселение скоттов проходили мирно, так как пиктов, очевидно, не очень привлекала суровая природа запада, и многие земли там пустовали. Вождь скоттов Фергус Мор мак Эрк (ум. в 501 г.) возглавил основной отряд переселенцев, которые образовали племенной союз Дал Риата в районе современного графства Аргайл.
Дал Риата состояла из владений трех родов (cenela), названных в честь сыновей и преемников Фергуса Мора — Лорн, Гебрен и Энгус.
Военно-политическими центрами Дал Риаты были форты Данолли, Данэдд, Тарберт и Данэверти. Их археологическое изучение дало весьма скромные результаты, как будто скотты не принесли с собой особой материальной культуры. С другой стороны, их письменные памятники более красноречивы, чем у других народов Британии и позволяют ближе взглянуть на организацию Дал Риаты.
Исключительной ценностью обладает «Книга народа Албы» (Alba по-гэльски — Британия, позднее — Шотландия). Кроме родословной вождей скоттов «Книга» излагает земельно-родовое устройство Дал Риаты и распределение среди ее частей военной повинности, проведенное дважды — в середине и конце VII в.
Три области королевства скоттов делились на округа, или селения, состоявшие из определенного числа «домов», или дворов (treb, tech), которые были обязаны выставлять некоторое количество воинов. Первая перепись содержит цифровые данные в отношении как «домов», так и воинов; вторая перечисляет только «дома», причем их количество заметно возрастает, указывая на рост населения. Но и во втором случае военный контингент легко установить, исходя из первого соотношения.
Вот показатели второй переписи: «Род Энгуса» — 430 «домов», 645 воинов; «Род Гебрена» — 560 и 1490; «Род Лорна» — 420 и 1120. Единица обложения, на которой построена эта система и которая очень долго сохранялась в гэльской Шотландии, — 20 «домов».
В среднем «дом» выставлял двух-трех человек, а войско Дал Риаты в конце VII в. насчитывало 3255 бойцов. Это по существу единственная точная цифра для оценки численности населения в ранний период. Если предположить, что в войско призывался каждый десятый, то население Дал Риаты составляло около тридцати тысяч человек. Для морских походов предусматривалось создание флота. Каждые двадцать «домов» снаряжали по две галеры «с семью скамьями» и командами из четырнадцати гребцов и кормчего. Весь флот состоял из 141 галеры.
Области шотландской Дал Риаты походили на низшие территориальные образования древних ирландцев — tuatha (народ, племя). Каждая из них управлялась «королем» (ri), а верховным правителем признавался король «Рода Гебрена».
Скотты использовали своеобразный обычай замещения высшей власти (tanaiste rig — «второй после короля»): при жизни правителя из членов его семьи избирался преемник, чаще всего племянник или брат.
Дал Риата продолжала существовать и в северной Ирландии, и оба родственных союза находились в тесном взаимодействии. Естественно, скотты принесли в Британию многие свои обычаи. Тем не менее слишком доверять этой преемственности опасно.
По сравнению со своей прародиной «народ Албы» оказался в совершенно новой географической и политической среде, что не могло не вызвать расхождений. Уже в 575 г. на съезде в Друм Кетте (Ольстер) ирландская и шотландская Дал Риаты размежевались, причем первая оказалась в подданстве у второй,а «Книга народа Албы» совсем не затрагивает ирландскую сторону.
К XII в. наречие шотландских гэлов настолько удалилось от своего образца, что стало превращаться в отдельный язык. К тому же общественно-политическое развитие Шотландского королевства с IX в. уверенно шло по пути централизации, не в пример Ирландии с ее переменчивой иерархией «королевств» и нередко призрачной властью «верховного короля».
Скоттам Дал Риаты Британия во многом обязана распространением христианства и изысканной западнокельтской культуры.
В 563 г. знатный ирландец Колумба (521–597) заложил монастырь на маленьком острове Лиона.
Айонское аббатство стало одним из очагов кельтского монашеского движения, которое в VI–XI вв. охватило почти всю Европу. Кельтские общины возникли во Франции (Сен-Поль-де-Леон, Сен-Мало, Ванн, Люксей, Мец), Испании (Бритония), Германии (Регенсбург, Эрфурт, Вюрцбург, Нюрнберг и др.), Швейцарии (Санкт-Галлен), Австрии (Вена), Италии (Боббио) и даже в Киеве.
Проповедники с Айоны крестили и северных пиктов, и англов Нортумбрии. Но кельтская церковь в Британии, отрезанная от континента морем и варварскими королевствами германцев, разительно отличалась от римской по многим признакам организации и обрядности.
Среди них: неприятие римской иерархии, преобладание черного духовенства над белым, отсутствие системы диоцезов (епископы у кельтов не имели областной юрисдикции и подчинялись аббатам), оригинальный способ вычисления Пасхи по 84-летнему циклу, иная форма тонзуры у послушников и др. Хотя церковный собор 664 г. в Уитби принес преимущество римско-католическому направлению, некоторые кельтские обряды продолжали жить и в IX–XII вв. в учении килдейской секты (от Celi De — «слуги Божий»).
Неписаный монашеский устав кельтов, древнейший в Европе, был весьма строгим. Монахи делились на «старших» (seniores), руководивших службой, «младших» (juniores), проходивших обучение перед принятием обета, и «братьев-работников» (fratres operarii).
Айонский настоятель Адамнан (ум. в 704) оставил самое красочное описание хозяйственной деятельности жителей Шотландии в раннее Средневековье. В «Житии Св. Колумбы» монахи осушают землю, сеют и жнут ячмень и овес, ловят рыбу, промышляют тюленей, разводят овец, коров, лошадей и пчел, валят лес, строят суда и здания, работают по дереву, камню и металлу. Кельтская церковь тех времен всецело отвечала евангельским идеалам простоты, нестяжания и близости к народу, во многом забытым позднее.
Важной особенностью политической истории Дал Риаты был союз церкви и королевской власти. В 574 г. Эйдан мак Гебрен был возведен на престол и благословлен Колумбой на Айоне — первая известная церемония такого рода на Британских островах. Через год слово Колумбы предопределило исход съезда в Друм Кетте. В дальнейшем Айона осталась местом поклонения и усыпальницей королей Дал Риаты.
В конце VII–VIII в. Дал Риата пережила время раздробленности, междоусобиц и упадка (распад ее «родов», вероятно, положил начало развитию шотландской клановой системы), но в IX в. стремительно возродилась и взяла на себя объединение Шотландии.
Англы
Германское вторжение в Британию началось в середине V в., и на исходе VI в. его волна докатилась до Лотиана (юго-восток Шотландии).
Самое северное из «королевств» англов — Нортумбрия, состоявшее из двух провинций, Берниции и Дейры, — оказалось серьезным противником для местных кельтских племен.
В 604 г. король Нортумбрии Этельфрит разгромил скоттов Дал Риаты при Дегсастане, а в 613 г. — бриттов при Честере. После падения «королевств» бриттов Регед и Гододдин англы около 638 г. завладели Эдинбургом и вышли к заливу Форт.
Лотиан на целых триста лет отошел к Нортумбрии. Англы пытались продвинуться еще дальше, но были отброшены бриттами Стрэтклайда и сокрушительным поражением от пиктов в 685 г. В VIII в. внутреннее положение самой Нортумбрии стало весьма шатким.
Боевые успехи англов сопровождались колонизацией Лотиана. Прежнее мнение, что она имела широкий размах и что англы ввели новые формы поселения и землепользования, в последнее время учеными опровергнуто. Древнейшие английские топонимы с окончаниями (ing)ham, (ing)ton, wic, bod, worth малочисленны и, с некоторыми исключениями, прикованы к долинам Туида и Тивиота и южному берегу залива Форт.
Впрочем, их присутствие может означать не вновь созданные чисто английские поселения, а переименование уже существовавших сел бриттов, которые попали под власть Нортумбрии. К тому же и кельтские названия уцелели в большом количестве (в Среднем Лотиане — 35%, в Западном —70%).
На холме близ Данбара археологами раскрыты фундаменты двух деревянных дворцов, сооруженных один над другим. Первый, датируемый VI в., был сожжен и в середине VII в. заменен вторым, похожим по плану. Очевидно, первый дворец принадлежал вождю бриттов, второй — английскому тэну (представителю военно-служилой знати). Следы пожара подразумевают насильственную смену владельцев, но использование сходных строительных приемов на старом месте наводит на мысль о восприятии англами кельтских традиций.
Гипотеза об основании англами в Лотиане больших компактных поселений и раннем применении ими двуполья и трехполья тоже учеными не доказана. Скорее всего, в юго-восточной Шотландии преобладали малые и средние селения и простые формы землепользования, которые уступили место двуполью и трехполью лишь в X в., если не позже. Необходимо учитывать также, что в Шотландии ведущей отраслью хозяйства даже в самых плодородных районах было скотоводство, как и у северных англов Нортумбрии.
Сражаясь с кельтами, англы многое у них перенимали, в том числе христианство. Хотя крещение Нортумбрии было начато кентерберийской миссией в 620-е гг., но ее постигла неудача. Тогда в 635 г. король англов Освальд, который воспитывался на Айоне, пригласил айонского монаха Эйдана стать епископом Нортумбрии.
На острове Линдисфарн (он же Святой остров) Эйдан построил монастырь, вскоре превзошедший по значению Кентербери. За Линдисфарном последовали другие великие аббатства Англии и Шотландии: Уитби, Уэрмут и Джерроу, Мелроз и др.
Исследования последних лет показывают, что в эпоху раннего Средневековья воздействие англов на ход истории Шотландии было не столь широким, как ранее представлялось. Некоторая англизация кельтской Шотландии — дело более поздних времен.
Скандинавы
В конце VIII в. в поисках новых земель и добычи скандинавы устремились к берегам Британии. Их первый набег на Линдисфарн упоминается под 793 г., но еще раньше удар был обрушен на Шетлендские и Оркнейские острова.
В начале IX в. пришельцы полностью подчинили их, сломив сопротивление местных пиктов, и опирались на северные острова при последующих морских экспедициях в юго-западном направлении — к Гебридам и Ирландии.
Шотландские берега подвергались нашествиям скандинавов раньше и дольше, чем любая другая часть Европы — с конца VIII до второй половины XIII в. Плавание из Бергена или Тронхейма до Шетлендских островов занимало всего один или два дня, и именно норвежцы представляли главную угрозу для пиктов и скоттов (в Англии это были датчане).
В анналах и христианской литературе викинги предстают свирепыми и кровожадными разбойниками, разрушителями церквей и гонителями христиан. Частично это соответствует истине. Так, в 806 г. они дотла разорили Айону и умертвили шестьдесят восемь монахов, после чего обитель была временно перенесена в Ирландию (Келлс).
Однако в равной или даже большей мере они были мирными колонистами — скотоводами, рыболовами и купцами. В IX–X вв. тысячи норвежцев осели на островах Шотландии, где во множестве встречаются географические названия с элементами (bol)stadr, setr, byr (жилище, деревня).
На северных островах, где земли более благодатны, чем в Норвегии или западной Шотландии, скандинавские топонимы образуют до 99% от общего числа; на Люисе, самом большом острове Гебрид, — почти 80%. К югу они заметно редеют. На Оркнейском и Шетлендском архипелагах пикты были совершенно ассимилированы и следы норвежской культуры и языка (Norn) сохранились доныне, но на Гебридах обычаи скоттов устояли и в конце концов взяли верх. Гэльский язык содержит всего лишь полсотни слов норвежского происхождения.
Кроме островов поселения викингов тянулись узкой полосой вдоль побережья самой Шотландии на крайнем севере и западе — в Кейтнессе, Сатерленде и Россе.
Норвежцы избегали удаляться от моря вглубь страны, не прельщаясь даже лучшими условиями. Нет никаких признаков их постоянного обитания в прибрежных районах северо-востока (восточнее Инвернесса), более доступных и плодородных, что можно объяснить решительным противодействием коренных жителей. Проникновение викингов на юго-запад, в Гэллоуэй, вероятно, было более поздним (X в.) и опосредованным (из Ирландии или Мэна).
Археологическое изучение норвежских селений Ярлсхоф, Фресвик, Андерхулл показало их мирный, незащищенный характер, хотя есть и обратные примеры — Юдол на острове Норт Юист. Норвежцы жили в длинных (до 25 м) домах с тремя помещениями, одно из которых предназначалось для скота. Толстые каменные стены строились с изгибом для защиты от ветров.
По данным раскопок, колонисты занимались в основном разведением скота и ловом рыбы. Зерновое хозяйство было ограниченным. На южных Гебридах, между островами Гига и Колонсей, обнаружено несколько пар весов и монеты, датируемые 808–854 гг. Здесь мог находиться центр транзитной торговли между Ирландией и севером. Но, в отличие от Ирландии, местных ресурсов недоставало для основания городов, за исключением одного Керкуолла (в сагах Kirkjuvagr) — главного города Оркнейских островов.
В политическом отношении завоеванные острова представляли собой группу разрозненных владений, принадлежавших «королям» и ярлам из местной знати, которые так или иначе зависели от норвежской короны.
В 853 г. возникло «королевство» викингов вокруг Дублина, затем — на острове Мэн. Гебриды, захваченные в 860-е гг. Четилем Плосконосым, оставались под норвежским владычеством до 1266 г.
Прежде чем подойти к концу в XIII столетии, эпоха викингов оставила на шотландских землях прекрасные образцы культурного наследия.
В зодчестве - это церковь с круглой кельтской башней на острове Эгилсей (церковь Святого Магнуса)
и романский кафедральный собор в Керкуолле (Собор Святого Магнуса)
В исторической литературе - «Сага об Оркнейцах», поэзии и музыке - гимн Св. Магнусу Оркнейскому «Nobilis, humilis», прикладном искусстве- это знаменитые шахматные фигуры из моржовой кости и китовых зубов, найденные на Люисе:
выходит только пикты были первыми жителями Шотландии? Остальные просто пришли на эти земли?
Да, точно. Так, во всяком случае пишут историки. Потому, что бритты, это тоже пришедшие с "юга" кельтские племена. Вообще "осёдлая родина" кельтов на территории Европы - это территория современной северо-восточной Франции и северо-западной Германии, позднее они стали распространятся на восток и юг Европы, а когда их стали теснить римляне "ушли" на Британские острова.
Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Entertainment Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы,
размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях.
Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок.
Запрещено копирование элементов дизайна!