Дата: Понедельник, 07.09.2015, 17:57 | Сообщение # 1
Виконт
Сообщений: 570
Национальными символами этой удивительной страны являются и известный поэт Роберт Бёрнс, и писатели-романисты Вальтер Скотт и Роберт Стивенсон, и знаменитый автор детективного жанра - Артур Конан Дойль. И еще национальная юбка, которую носят мужчины, так называемая шотландка или Килт, музыкальный инструмент - волынка. А также атмосфера мистики и загадочности, которой Шотландия буквально пропитана.
Мне всегда было интересно - что за юбки носят шотландцы и вообще - неужели это и в самом деле удобно, ведь появилась эта одежда не на модных показах от кутюр...
Оказывается, изначально это совсем не «юбка» - это плед (great plaid, belted plaid) - это большой кусок ткани около 12 «еллов» (1356 см), который расстилали на земле поверх разложенного пояса, а затем центральную часть собирали в складки. Человек ложился спиной вдоль складок, и вокруг его тела обертывали боковые части.
Отсюда название килт (kilt), что с шотландского переводится как«обернутая вокруг тела одежда» или с древнескандинавского kjalta - «складчатый». После того как затягивался пояс, одеяние приобретало осмысленный вид: нижняя часть превращалась в «юбку», а верхняя закидывалась поверх одного плеча или сразу обоих как накидка (какраз это мы видели в начале сериала - Джейми расправил свой плед, укутав ним себя и Клэр).
Большой плед носили горцы (highlanders) - он был удобен и практичен: он не требовал шитья, частого ремонта, как, например, брюки. В горной местности (Highlands), с ее дождливым климатом и гористым рельефом, он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, мог легко превратиться в теплое одеяло на ночь. Плотная шерстяная ткань была практически непромокаемой. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, его можно было легко сбросить ( ммдяя, если килт сбрасывали что ж оставалось-то?), и да - килт сбрасывали еще и для того, чтоб шокировать противника. Так выглядел Большой килт (Great Kilt), который был атрибутом мужественности, символом свободы духа и тела. Наверное, образ свободолюбивого горца, британцам не очень нравился, и в 1715-м они собирались запретить большой килт, но гордые и упрямые горцы не променяли любимую одежду на цивилизованный брючный костюм и обошли закон - ходили в килте, а штаны носили на палке (похоже, уже тогда адвокаты были популярны – в законе не нашлось разъяснений на что, собственно, одевать штаны). Хоть горцы и любили свою традиционную одежду, но мир вокруг менялся, нанимаясь на новые виды работ, горцы сталкивались с некоторыми неудобствами, связанными с размером Большого килта. В 1720-е бизнесмен из Ланкашира Томас Ролинсон занялся обработкой древесины в ранее недоступных англичанам шотландских лесах. Для работы он нанял сильных горцев, традиционно завернутых в клетчатые пледы. Заметив, что верхняя часть килта мешает горцам работать продуктивно, Ролинсон отрезал ее, оставив только юбку, которая держалась на ремне. Так с его легкой руки на свет появился упрощенный вариант шотландского национального одеяния - Малый килт (Little kilt). Но, и Малый килт сложно назвать «юбкой», так как это просто обрез ткани, обёрнутый вокруг талии, собранный складками сзади, прямой впереди и закреплённый пряжками и ремешками. Его обычно надевают со специальной сумочкой – спорраном (sporran), которая как раз удерживает килт от порывов ветра. А к нижнему углу крепится специальная булавка (kilt pin), но не для того чтобы скрепить полы, а чтобы утяжелить материал.
(продолжение будет...)
Сообщение отредактировалаiriskaboris - Пятница, 11.09.2015, 12:27
Ирин, очень интересно и познавательно Помню, как удивилась, увидев Джейми, который, лежа на полу, стал обертываться килтом А вещь какая многофункциональная оказывается! И теперь шотландская юбка на мужчине уже не вызывает улыбку и непонимание, наоборот, она словно символом мужественности стала
Дата: Воскресенье, 27.09.2015, 14:40 | Сообщение # 8
Виконт
Сообщений: 570
ТАРТАН - история в "клетку"
Именно так было прозвано особо полюбившееся огромному числу людей клетчатое полотно, хотя изначально так называли довольно конкретную технику наложения цветового орнамента путем перекрещивания нитей. Столь символичные и замысловатые эти узоры, менее официально именуемые «шотландкой», хранят за своей спиной долгую и небезоблачную историю. О происхождении слова «тартан» историки спорят до сих пор: одни, апеллируя к давним тесным связям между Францией и Шотландией, возводят корни названия к среднефранцузскому tiretaine — «грубая шерстяная ткань» другие настаивают на кельтской этимологии, указывая, что в современном шотландском гэлике слово tarsainn означает «накрест», «поперек». есть такой вариант "tuar tan", от которого произошло "tartan", на Gaelic значит цвет местности... Чем отличается тартан от любой другой клетчатой ткани? Тем, что он ткётся по определенному принципу. Существует определенный набор нитей, которые натягиваются на ткацкий станок строго под прямым углом.
Нити располагаются в определенном порядке по цвету и количеству нитей в узоре. Этот набор носит название сет (sett). Сет сначала ткётся в прямой последовательности, а затем - в обратной. Самый древний кусок тартана был найден (вместе с 1900 римскими монетами) недалеко от шотландского города Фолкирк - эта ткань возрастом примерно 1700 лет сильно отличается от современных разноцветных тартанов: она сделана из неокрашенной овечьей шерсти — светлой и темной.
Поначалу тартаны не имели никакого специального имени и значения. Ткались они из определенного набора ниток, покрашенных красителями, добываемыми из местных растений, плодов. Безусловно, что тартаны ткались и распространялись в близлежащей местности. Поэтому в каждой местности были свои расцветки, определяемые местными красителями. Такие тартаны носили название «территориальных». Фактически, это самые старые шотландские тартаны. Для окрашивания использовали природные красители (примечательно, что эти технологии сохранялись до XIX века): береза придавала ткани желтый оттенок, ольха — черный или коричневый, вереск — оранжевый, черника — фиолетовый, ежевика — голубой. Очень скоро место проживания человека стали легко определять по его одежде и по ней же угадывали пришельца. Тартаны ведут свое происхождение от кельтских родов, населявших Шотландию. Они были знаком родовой принадлежности. Каждый человек должен был носить тартан своего клана, чтобы отличаться от других. Каждый род проектировал свой тартан и после этого ткал вручную из шерстяной пряжи, произведенной из шерсти домашних овец. В Seanachas Mor ("Великой Истории") ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что количество используемых цветов указывало на социальное положение носящего: один цвет — слуга, два — фермер, три — офицер, пять — военачальник, шесть — поэт, семь — вождь. Так как гэльский не был письменным языком до 14 - 15 столетий, то и письменных доказательств о Хайлендском тартане до этого времени нет. Первое упоминание о Хайлендском тартане после упоминаний римских и греческих писателей, были "Высокого Лорда Казначейские Счета" в 1538 году, когда Джеймс V заказал Heland tertane.
Стоит отметить, что первоначально одежду из тартана носили в основном горцы в качестве повседневной. Первые упоминания о чем-то, похожим на клановый тартан, появляются в 1587 году. Хотя каких-либо других документов о существовании клановых тартанов до 1746 года нет. Поэтому многие считают, что клановые тартаны появились во времена якобитских войн.
Дата: Понедельник, 28.09.2015, 16:19 | Сообщение # 10
Виконт
Сообщений: 570
ЦитатаDarcy ()
про связь количества цветов и социального положения
такая связь относится к более раннему периоду истории, к XV-XVIII векам количество цветов определялось скорей материальным состоянием - чем больше цветных нитей использовалось, тем дороже была ткань. Но строго соблюдалось ношение цветов клана, носить расцветки другого клана, это все равно, что ходить по знаменем другой страны, а внутри клана цвета тартана нужно было согласовывать с вождем.
Старинная гравюра, на которой изображены шотландские женщины, разминающие ногами шерстяное полотно для мягкости и усадки, при этом работницы поют песни, которые помогают им держать темп.
Окунемся немного в историю, чтоб иметь представление о кланах Клановая система
Уже во времена Дал Риады (IV век нашей эры) начала формироваться знаменитая шотландская клановая система. Родоплеменные отношения среди хайлендеров вплоть до XVIII века были важнее любых феодальных; сын подчинялся в первую очередь отцу и лишь во вторую — своему королю.
Окончательно законы и правила кланов (кстати, clann в переводе с гэльского — «семья») сформировались примерно к XIII веку. Вопреки всеобщему заблуждению, различались кланы вовсе не цветом тартана, пошедшего на килт. Собственно, внешне они чаще всего никак не отличались, поскольку даже в богатых кланах горный быт был крайне простым: сын главы клана мог сам пасти коров, а надевал то, что имелось в распоряжении, не думая о каком-то специальном узоре.
Некоторые кланы действительно носили особую клетку, но это обуславливалось не эстетическими соображениями, а наличием на клановой территории, например, того или иного красителя для нитей. Кроме того, швеи в одной деревне умели делать один узор, в другой — другой, а в третьей и вовсе не было ни одной рукодельницы, так что жители одевались как попало. Современная система «клановых цветов и узоров» была сформирована намного позже, аж в XIX веке. Итак, клановая система в первую очередь характеризовалась не различиями в одежде, а сложными взаимоотношениями кланов между собой и с государством. В какой-то мере это ослабляло страну. Объединение кланов в целях создания организованного войска было для короля настоящим квестом, если использовать современную терминологию. Особенно учитывая, что кланы постоянно враждовали между собой, причём причиной конфликта могло стать и убийство члена клана, и воровство коровы, и просто принцип «делать нечего, давайте повоюем».
«Семь голов» — памятник на берегу озера Лох-Ойх. Здесь в 1665 году в ходе клановой вендетты Макдоннеллы вырезали целую семью, принадлежащую к враждебному клану, в отместку за убийство двух членов своей семьи.
Глобально кланы делились, как и сейчас, на две группы: высокогорные и равнинные. На сегодняшний день в Шотландии насчитывается около 350 кланов. Кстати, знаменитая приставка «мак-» («сын») присуща почти исключительно равнинным кланам. Горцы чаще имеют фамилии гэльского происхождения — Анструтер, Брисбэйн, Хэлибёртон и так далее. Каждый шотландский клан сегодня официально зарегистрирован в геральдической организации Court of the Lord Lyon («Двор Лорда Льва»), но не каждый имеет герб. Более того, далеко не у каждого клана есть глава — львиная доля кланов (более 2/3) относятся к так называемым armigerous clans, то есть кланам, которые когда-то имели лидера, но по разным причинам отказались от иерархической структуры.
Да, как-то это не очень впечатляет и совсем не создает образ наших героических горцев , но это было очень давно
Дата: Воскресенье, 04.10.2015, 20:01 | Сообщение # 14
Виконт
Сообщений: 570
Килт уникален среди современной мужской одежды, и является объектом восхищения, наверное поэтому традиционная шотландская женская одежда часто маргинализуется как сноска.
Девочки, берем реванш! Килт - изивини, подвинься! (мы обязательно о тебе еще будем говорить!) Обратимся к летописи времен, чтобы узнать картины, рисунок, и историю традиционной шотландской женской одежды примерно с 18-го века.
Шотландский женский наряд в те времена практически не отличался от нарядов англичанок, ирландок да и европеек тоже (ну, может последний писк моды французского двора сразу и не доходил до Хайленда, но то такое, мы сейчас не об этом). Но был у наших шотландок все таки свой тренд - арисед (arisaid или earasaid). В книге "Описание Западных Островов Шотландии" 1703г. автор описал свои наблюдения так: "Женщины носили arisad - белый плед, имевший маленькие полосы черного, синего и красного цветов; он был довольно большим - от шеи до пяток и был связан на груди застежкой из серебра или меди, взависимости от финансовых возможностей.
Я видел их (застежки) разной стоимости и разных видов; они были широкими, как обычная оловянная пластина, а были и с различными гравировками. Плед, плиссируемый вокруг, был связан поясом на талии; пояс плетенный как "цепь" чередуя кожу и серебро. Конец пояса был выпущен вниз и его завершала пластина приблизительно восемь дюймов длиной, и три по ширине, которая была украшена прекрасными камнями или красным кораллом. Они носили что-то похожее на мужские жилеты, но с рукавами, края этого "пиджачка" обрамлены золотым кружевом, а в пуговицах были прекрасные камни. Головной убор состоял из льняного платка, который был "закручен" и красиво уложен в волосах, опускаясь на спину и создавая образ тонкой свечи; лицо обрамляли локоны волос, длиной до груди."
Стиль ношения ариседа менялся в зависимости от периода и области. Как уже стало понятно, изначально арисед не был клетчатым. Массово-клетчатым он стал намного позже, уже полсе 1782 года, когда шотланский национальный костюм стал популярен, как таковой.
P.S.
В XII-XV веках обычный наряд женщины, которую можно было отнести к шотландской знати, состоит из нескольких элементов:
Нижнее платье: обычно длина его достигает щиколоток, по своему строению это достаточно простое платье, сшитое без лишних украшений, на шее обычно застегивается фибулой. Чуть позднее появились также плиссированные нижние платья, у которых длина складки равнялась длине тела. Верхнее платье: его длина обычно не превышала длины колена, само платье по традиции украшалось узором из тесьмы и обычно было достаточно красивым. Использовался различный материал, с том числе шерстяная ткань с ромбическим рисунком. Передник, который также назывался apron, крепился к платью при помощи овальных выпуклых фибул. Для передников использовалась чаще всего качественная шерсть, украшались они обычно вышивкой или традиционной каймой по краю. Пояс: использование поясов — это влияние Уэльса на женский шотландский костюм. Накидка: застегивались в районе шеи. Обычно накидки были достаточно открытыми, изготовлялись из шерстяной ткани и украшались чаще всего с помощью меховых вставок. Головные уборы: согласно традициями носить головные уборы обязаны были только замужние дамы, в то время как девушки могли гулять с непокрытой головой. Женская шотландская обувь не сильно отличается от мужской: женщины также носили обувь из плотной грубой кожи и использовали шерстяные носки. Украшения: среди украшений наиболее популярны цепочки, а также стеклянные бусы и бусы из янтаря.
Уже значительно позднее появился женский шерстяной плед называемый арисэд (arisaid), который также выполнялся иногда из тартана или похожей шерстяной ткани.
Дата: Воскресенье, 04.10.2015, 20:43 | Сообщение # 15
Король
Сообщений: 19994
ЦитатаАврора ()
Да, как-то это не очень впечатляет и совсем не создает образ наших героических горцев s2 , но это было очень давно
Спасибо, Иринка, очень интересно. Вот теперь понятно почему клан превыше самого короля. И почему без разрешения Лэрда нельзя вывозить горца из его земель.
ЦитатаАврора ()
Девочки, берем реванш! Килт - изивини, подвинься!
Ха, так это мальчики стянули у девочек всю их прелесть платьев. Иринка огромное спасибо, так интересно описала.
- продолжение К 17 столетию тартан стал считаться типичным признаком костюма шотландских горцев и приобрел отчетливое символическое значение. Именно поэтому после подавления Второго Якобитского восстания английский парламент специальным указом запретил ношение шотландской национальной одежды - это была попытка бороться с вольнолюбивыми горцами методом не только политического, но и культурного диктата. Когда тартаны объявили «вне закона» только правительственный цвет Black Watch/Черный Дозор оставался единственным легальным тартаном. В основном он использовался как полковой тартан в Шотландских военных частях. Шотландцам удалось добиться отмены дискриминационного указа только в 1782 году. Указ то отменили, но почти за 40 лет его действия горцы привыкли к другой одежеде и знания про татаны были преданы забвению. Благодаря действиям фанатов шотландской истории и культуры в начале XIX столетия зародилось движение по возрождению и воссозданию культуры тартанов. Тартаны реконструировались с картин, описаний в литературе, ценные сведения получали от оставшихся клановых предводителей. Но основным источником образцов тартана была книга образцов компании Wilson 1780 года, которая считается старейшим письменным документальным источником по истории тартана, а наиболее знаменитая и полная книга образцов компании Wilson относится к 1819 году. Одновременно шотландцы занялись созданием новых тартанов. В 1822 году Эдинбург посетил король Георг IV
портрет 1830 года, на короле полный Шотландский костюм, Орден Золотого Руна, пояс и звезда Ордена Чертополоха и звезду ордена Подвязки.
и к его приезду была приурочена акция «Пусть каждый носит свой тартан». Ее инициатором и автором звучного слогана был писатель Вальтер Скотт.
гравюра Томаса Филлипса 1820 год, реконструирована Томасом Фраем
На протяжении 19 столетия, когда Шотландия постепенно утрачивала политический вес, тартан стал мощным культурным фактором, объединяющим шотландцев. Лишенные реальных политических прав, шотландские вожди сосредоточили свои усилия на уточнении расцветок клановых тартанов.
Британия известна на весь мир своими мегалитами – каменными кольцами, стоящими камнями, могильниками, которые были возведены в V-II тыс. до н.э. Непонятное назначение мегалитов, их четкая астрономическая ориентированность и странные энергетические колебания вокруг вызывают бесконечный интерес как посвященных, так и далеких от истории и мистики людей.
Посетим и мы один из таких мегалитов Clava Cairns, который находится в окрестностях Инвернесса.
На равнинной возвышенности над рекой Наирн, недалеко от города Инвернесс, находится одно из самых запоминающихся священных доисторических мест Шотландии. Clava Cairns - три хорошо сохранившиеся каменные погребальные пирамиды, и каждая окружена кругами из стоящих камней.
Мы не много знаем о том, кто их построил, они не оставили для нас никаких письменных сообщений . Фактически, захороненные останки здесь не сохранились, уж слишком усердны были археологи при раскопках в начале 20-го века . Тем не менее, недавние раскопки пролили новый свет - археологам все таки удалось найти несколько крошек кремированой кости в центральной пирамиде. А по результатам раскопок других пирамид типа "Клава" можно предположить, что они строились для привелигированных особ - местных фермеров, возможно, вождей племен.
Этот архитектурный комплекс датируются приблизительно эпохой между 2000 и 1500 гг. до н.э. Две пирамид имеют проходы внутрь, а третья - кольцевого типа.
Северо-восточная пирамида имеет восемнадцать метров по диагонали и три метра в высоту. Здесь есть проход внутрь, а окружено сооружение кольцом из одиннадцати стоящих вертикально камней.
Вторая, юго-восточная, пирамида сходна с первой размером и планировкой. В каждой вход расположен одинаково, таким образом, что в середине зимы лучи заходящего солнца направлены внутрь прохода.
Возможно, заходящее солнце символизировало смерть, и это усиливает ощущение, что строения задумывались как гробницы. Но отсутствие останков внутри заставляет подвергнуть это предположение сомнению, и некоторые ученые полагают, что монументы были местом проведения племенных зимних обрядов другого, неизвестного нам назначения. Кольцевая пирамида имеет открытую, лишенную крыши площадь, где могли совершаться обряды. Некоторые из камней внутри кольца покрыты замысловатой резьбой, вероятно, связанной с этими действиями.
Clava Ceirns расположен среди небльшого леса и его посещать лучше всего утром или вечером, когда всходит и садится солнце
Правда для посещений перед закатом лучше иметь личный транспорт - здешние места очень красивы в это время суток, а еще говорят, что это место зачаровывает, и вы просто не заметите как совсем стемнеет.
Ирина, очень интересно! Все-таки сколько еще неразгаданного таит в себе прошлое. И мистического. Не просто же так все это создавалось, причем в разных местах. Невольно начинаешь задумываться, столь ли уж наш сериал выдумка
Дата: Воскресенье, 18.10.2015, 11:40 | Сообщение # 22
Виконт
Сообщений: 570
Миф
Дуни (Doonie)- в шотландском фольклоре оборотень (не путать с Дунни) обычно являлся в виде пони, старика или старушки и помогал заблудившимся путникам. Сказка гласит, что мальчик, забравшийся на скалу, что нависает над Кричоп-Линн в Дамфризшире, за птенцами горного голубя, подскользнулся и свалился в пропасть. Ему удалось ухватиться за ореховый куст, но тот не мог держать его долго. Мальчик посмотрел вниз, чтобы увидеть, утонет ли он в Линне или разобьется о камни – другого выхода, казалось, не было – как вдруг на уступе под ним он увидел незнакомую старушку. Та подставила передник и велела ему прыгать. Мальчик прыгнул, потому что ничего другого ему не оставалось. Передник не выдержал, и он полетел в Линн, но когда он вынырнул на поверхность, старушка вытащила его из воды за шиворот и вывела его наверх тропой, которую он так и не смог потом найти. Там она велела ему возвращаться домой и никогда больше не трогать голубей. «В другой-то раз,» – сказала она, – «Дуни может и не оказаться рядом, чтобы присмотреть за тобой.» С этими словами она исчезла.
Реальность
Шетландский пони- один из наиболее популярных пород пони в мире.
Его происхождение неясно, но известно, что на Шетландских островах пони жили многие века, возможно даже со времен бронзового века. Вероятно, является родственником пони со Скандинавии, которые могли попасть на острова еще до того, как они отделились от полуострова (приблизительно 8000 лет назад). Оказали на него влияние и маленькие кельтские пони, которых привезли в Шотландию кельты во втором и третьем веках. Он очень маленький, но необычайно сильный, является одним из самых сильных пород на свете по сравнению со своим ростом (высота взрослой особи 107 см)..
Скоро знаменитый и загадочный праздник Хэллоуин. Поговорим о нем и начнем с истоков.
Исполинскими шагами бредет по мелководьюИрландского моря призрак могучего древнего великана – Брана Благословенного (Brân the Blessed), владыки земного царства Британии и потаенного царства мертвых Аннуна (Annwn).
Это его наследник – последний из повелителей народа Ши (ирл. Sídhe, мир) – Гвин ап Нидд (Gwin-ap-Neethe) травит красноухими гончими белого оленя в полуночных небесах, вселяя ужас в сердца смертных надрывным воем охотничьих рогов и пронзительными криками загонщиков – пришельцев из мира теней.
Это его отсеченную голову несут на своих плечах семеро оставшихся в живых воителей Острова Могучих, его преданных спутников, чтобы под ее защитой провести семь и четырежды двадцать лет в благодатном краю вечного бессмертия.
Это его Время-Вне-Времени, когда истончается завеса между мирами, когда обитатели курганов – потаенный народец – приходят в мир людей, а люди могут беспрепятственно попадать в мир эльфов, когда духи мертвых возвращаются к родным очагам и стучатся в дома к живым, хищные тени кружат над крышами мирных селений, кровожадный агишки – водяная лошадь – поднимает голову над гладью озер, время, когда боги заключают браки с людьми, а короли принимают подать или прощают долги своим подданным, конец светлого времени года и начало темного – время Самайна (гэльск: Samhuinn — Сауинь).
Холодное дыхание зимы уже тронуло побуревшие склоны изумрудных холмов Ирландии и вересковые пустоши Уэльса, посеребрило снежной пылью вершины Шотландских гор. В эти сырые промозглые ночи конца октября всякая живая душа ищет тепла и приюта, бежит прочь от ледяных ветров, что рыщут под покровом непроглядного сумрака, жмется к горячим камням домашнего очага.
Пастухи загоняют овец, вернувшихся с летних пастбищ в хлев, земледельцы собирают последние дары осеннего урожая, забивают на мясо скот, который наверняка не переживет грядущую зиму и, вознося благодарные молитвы к богам, задают щедрый пир Самайна – во славу плодоносящей земли и в поминовение всех тех, кто ушел в мир иной в году прошедшем.
Никто не останется голодным в ночь Самайна – ни случайный прохожий, ни заблудшая тень предка, что прибьется к порогу обители живых: пищу для духов оставят у дверей, для тех же, кто из плоти и крови, накроют стол, подобный тому, за каким пируют души мертвых героев на запредельном Острове Блаженных.
Сама священная ночь Самайна наступает с заходом солнца 31-го октября, но празднуют огненный фестиваль начала зимы все три дня до нее и еще три дня после. Все эти семь дней и семь ночей идут безудержные пиршества у кельтов, вино и пиво льются рекой, отважные воины сходятся в игровых поединках, юноши и девушки мчат пестрой вереницей вокруг пылающих костров, звучат арфы и волынки, звенит оружие. Друиды жертвуют богам плоды земли и кости животных, а порой и человеческие жизни.
Но вот и сама ночь священного таинства Самайна, сакральная ночь на грани времен, когда Великая Госпожа Ворон, могучая ирландская богиня-воительница Морриган возлегла с Верховным королем племени Дану, Всеотцом богов Дагдой, дабы даровать ему победу в предстоящей битве с фоморами.
В эту ночь никто не зажигает огней раньше, чем зажгут их друиды на Сторожевом Холме в двенадцати милях от Тары – Холма Королей, древней столицы Ирландии и резиденции верховных правителей. Гаснут и умирают огни лета в домах, с трепетом ожидая рождения огня нового, точно грядущего пробуждения новой жизни из пучины смерти. Возрожденный живой огонь высекают из кремня и, осветив его безудержным пламенем вершину священного холма, несут по языку его во дворцы и лачуги, от величественной Тары до самой дальней окраины земли ирландской.
Неспокойна ночь Самайна, не одни лишь смертные празднуют ее. Древние предвечные силы потустороннего мира прорываются сквозь завесу, неся с собой хаос, смерть и разрушение в подлунный мир людей. Это пытаясь скрыться от них, быть принятыми за «своего», надевают люди маски в ночь Самайна, кутаются в белые покрывала, подобно призракам из иного мира, подобно мертвецам в саванах. Это чтобы отпугнуть их и оградиться от их чар и их злобной силы, насаживают друиды людские черепа на ворота и частокол, ибо, подобно священной голове Брана, голова человеческая – место средоточения духовных сил человека и лучшая защита от всего враждебного и потустороннего. И именно потому, столетия спустя, когда человеческие головы в качестве оберегов уже выйдут из всеобщего употребления, заменят их люди выдолбленной репой и тыквой с прорезанными в ней глазами и ртом, символически изображающими все ту же отсеченную голову Брана.
Восславьте урожай года прошедшего! Помяните всех, с кем простились и пожелайте им доброй дороги в мир вечного благоденствия! Зажгите полночный огонь в очагах, и да хранит вас Бран Благословенный!
[color=#e06666]Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» – «собрание», «сход». Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.
Ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года. Это некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время – время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Самайн – промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, это Дни Безвременья.
В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и все сверхъестественное устремляется наружу. Потусторонние силы посещают наш мир; мудростью, ростом и красотой обитатели Сида превосходят простых смертных, иногда они вмешиваются в жизнь людей.
В это время нетрудно и обычному человеку попасть Туда, За Тридевять Земель.
Недаром лишь два праздника в году – Белтайн (начало лета) и Самайн (его смерть) – считались «днями духов», наиболее благоприятными для ритуалов, гаданий, магической практики.
Некоторые английские историки утверждают, что Самайн был посвящен союзу бога племени (в Ирландии – Дагда) с богиней верховной власти Морриган.
Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте – на пиру у вождя или короля, а так же к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм.
Самайн – срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.
В конце октября овец и рогатый скот собирают в одно стадо и возвращают к людским жилищам. Часть скота идет на убой, часть – для размножения. Эта древняя скотоводческая практика в Европе была известна еще в эпоху неолита.
В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится в старинной уладской (Улад - самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн: «Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии.»
Ритуальная сторона праздника более сложная. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня.
Каждый житель участвовал в приготовлениях к празднику. В предыдущую ночь перед началом праздника молодые люди заготавливали хворост. Для увеличения размеров костра использовались стружки и смоляные бочки. Старейшина фактически выстраивал костер на вершине холма.
В ночь Самайна повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами. Ритуальный огонь непременно должен быть «новый», «живой», «чистый», т.е. только что добытый. Все светильники, очаги в домах, костры во дворах – должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Не смотря на появление более современных способов добычи огня, возжигание огня трением по-прежнему считается обязательной частью ритуала.
Когда костер зажигался, все брались за руки, и танцевали вокруг холма по часовой и против часовой стрелки. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений – один из самых живучих обрядов.
Считалось, что Огонь может уничтожить любое зло, предохранять от колдовства, ведьм, нечистой силы. Огню и дыму ритуального костра придавались целительные свойства. Постройки окуривали дымом для очищения. Больных и детей подносили к огню, к дыму костра. Через дым костра прогоняли скот, чтобы он был здоров. Золу от священного костра ссыпали в воду, которая использовалась как целебная. Головни от костров и угольки считались оберегами от удара молнии.
В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах – кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование - вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах - возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.
Когда затухал последний уголек, мальчики соревновались в прыжках вокруг остатков огня. Костер был абсолютным центром внимания до тех пор, пока эта традиция жила.
Изначально Друидический праздник,Самайн сопровождался, как указывают Ирландские рукописи, многими примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в прошлом столетии. Последний самайнский костер был зажжен на холме в 1924 году.
Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Entertainment Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы,
размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях.
Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок.
Запрещено копирование элементов дизайна!