Дата: Понедельник, 07.09.2015, 17:57 | Сообщение # 1
Виконт
Сообщений: 570
Национальными символами этой удивительной страны являются и известный поэт Роберт Бёрнс, и писатели-романисты Вальтер Скотт и Роберт Стивенсон, и знаменитый автор детективного жанра - Артур Конан Дойль. И еще национальная юбка, которую носят мужчины, так называемая шотландка или Килт, музыкальный инструмент - волынка. А также атмосфера мистики и загадочности, которой Шотландия буквально пропитана.
Дата: Понедельник, 01.08.2016, 15:01 | Сообщение # 76
Граф
Сообщений: 863
Броллахан
Этимология названия
Само гэльское слово "броллахан" может иметь несколько значений, в том числе и обозначать нечто бесформенное. Существительное мужского рода "brollachan" может означать "оплетать, обвивать, запутывать". Лексему "brollach" можно перевести как "расстройство" и "грудь".
Мифология
В фольклоре жителей горной Шотландии так называют всех фейри, лишенных постоянного облика. Броллаханы злобны и жестоки. Правда, по некоторым источникам, броллахан — это шотландский брауни, с темными волосами, длинными руками до колен и бесформенным волосатым телом. Говорит он крайне редко, а когда пугается, блеет по-козлиному (правда, напугать броллахана не так-то просто; скорее, это он напугает кого угодно). Иногда у него видны козлиные копыта. По некоторым данным считается, что броллахан приобретает вид того, чего он касается или на чем сидит.
Также броллахан способен вселяться в различных живых существ, в том числе людей, причиняя очень много вреда, а в конце человек или животное умирает. Чтобы выгнать его из тела, необходимы особые травы, которыми поят одержимого, при этом сопровождая это песнопением. Также броллахан боится яркого света и особенно огня, который может его убить.
Умения, силы и способности
Перевоплощение - По некоторым данным считается, что броллахан приобретает вид того, чего он касается или на чем сидит.
Вселение - Благодаря своему бесформенному телу, броллахан способен приникать в других живых существ и контролировать их. В этом случае они могут впасть в неконтролируемое бешенство в попытках избавиться от духа, а через некоторое время умирают.
"Был на мельнице в Гленсе один калека по имени Алли Мюррей, живший подаянием мельника и соседей, отсыпавших ему по пригоршне муки с каждого мешка зерна, которое там мололи. Алли обычно спал на мельнице, и как-то холодной ночью, когда он лежал у огня, вошел броллахан, детеныш фо-а, обитавшей в мельничном ручье. У него были глаза и рот, но он мог произнести лишь «я» да «ты». Ниже глаз и рта он был абсолютно бесформенным, и описать его невозможно. Этот самый броллахан устроился у огня, который уже начал гаснуть. Мюррей подбросил в очаг кусок торфа. Посыпались горячие угольки и обожгли броллахана. Он взвизгнул и начал страшно кричать. Тут в ярости ворвалась фо-а, причитая: «Ох, мой броллахан, кто обжег тебя?» Но он мог ответить лишь: «Я и ты!» — «Если бы это был кто-то другой, я бы ему отомстила!» — сказала она. Мюррей спрятался между машин и мешков и провел там всю ночь, молясь о спасении. Наконец броллахан с фо-а ушли с мельницы. Но фо-а все равно заподозрила что-то неладное, потому что напала на бедную женщину, которая одна возвращалась той ночью домой, женщина бросилась бежать, но фо-а успела-таки цапнуть ее за пятку. И несчастная женщина охромела на всю жизнь."Campbell J.F. Op.cit. Vol.II p.203 (307: с.274-275)
Кое-как смогла пробиться и все-таки принести вам что-нибудь интересненькое
Дагда
ДАГДА -(ирл. Dagda, «хороший, добрый бог») - в кельтской (ирландской) мифологии один из богов Племён богини Дану. Известен также под именем «Эохаид отец всех» (ирл. Eochaid Allathair). Образ Дагды вобрал наиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира, хозяине котла изобилия.
Изображался великаном с могучей палицей, которую иногда везли за ним на повозке. Одним концом своего оружия он разил врагов, а другим возрождал к жизни мертвых. Символами Дагды, кроме уже упомянутых ранее Палицы и Котла Изобилия, являются Колесо и Волшебная Арфа, как и сам Дагда имеющая несколько имен…именно Дагда, игрой на своей арфе, регулирует повороты колеса года и ему принадлежит «власть над стихиями и урожаем людей».
С этим, очевидно, связана его роль во время празднования Самайна , где он выступал совместно с богинями войны и разрушения (Морригу, Бодб).
Так, согласно преданиям, Дагда мог управлять грозой, молнией, градом, дождями и т. п. Видимо, по этой причине его имя иногда ставят в один ряд с именами богов войны и разрушения.
Дагда считали мудрым, всеведущим чародеем и великим воином. Он требовал беспрекословного подчинения и вел Племена богини Дану в бой, поражая любого, кто осмеливался ему перечить.
Местопребыванием Дагды считался сид(холм) Бруиг на Бойне, а супругой —обожествлённая река Бойн.
Дагда является отцом многих из племени богов. Это и Энгус Мак Ог – бог любви и юности, и Банба, Фодла и Эрин - три богини в честь которых Зеленый Остров получил свои имена, и , конечно Огненная Стрела, Покровительница Искусств, Ремесел и Домашнего Очага – Бригид.
Накануне второй битвы при Мойтуре, во время новогоднего перемирия, он посетил неприятельский лагерь фоморов, где для него приготовили кашу , которой хватило бы для пятидесяти человек.
Под страхом смерти фоморы приказали Дагда все это съесть, что он и исполнил с помощью огромного черпака. Испытание временно превратило Дагда в толстяка, но не помешало ему заняться любовью с фоморской девушкой, пообещавшей в знак благодарности обратить свою магию на пользу Племен богини Дану.
Некоторые исследователи проводят параллель между Дагдой с его палицей и котлом и галльским богом Суцеллом, атрибутами которого были молот и горшок (знаки смерти и воскрешения).
Как-то даже не могу представить этого великана, который управлялся с такой огромной палицей, играющего на АРФЕ Просто поразительно Спасибо за необычного великана
Расскажу вам еще о двух богинях, пока есть возможность
Дану
Дану (Дана)- (валл. Дон, бретонск. Анну, шотл. (гэл.) Danu) — в кельтской (ирландской) мифологии богиня созидания, мать-прародительница основной группы богов кельтской (ирландской) мифологии, могущественных и прекрасных туатов, вошедших в предания как Племя богини Дану (Туата де Дананн/Tuatha De Danann — Племя богов, чья мать Дана), четвёртой из пяти мифических «рас», правивших Ирландией до прихода Сыновей Миля (людей), предков современных ирландцев.
Представителей Племени богини Дану считали волшебниками и обладателями магических знаний. Дану признавалась матерью-прародительницей богов, из которых наиболее почитаемы Дагда («Добрый бог»), Луг («Сияющий» — бог света), Нуаду («Собиратель облаков», первый король туатов), Бригита («Вершина», дочь Дагды, покровительница мудрости), Диан Кехт (бог-врачеватель), Гоибниу (бог-кузнец), Огма («Солнечноликий», брат Дагды).
После поражения от Сыновей Миля (людей) в Битве при Тальтиу Племена Богини Дану были вынуждены скрываться от глаз смертных в подземном мире. С тех пор подземная Ирландия стала царством туатов, некогда могущественные Племена богини Дану — обитателями холмов, владыками нижнего мира, в позднем фольклоре преобразившихся в сидов (ирл. Sidhe) — ирландских эльфов, фей и гоблинов, а Дана — покровительницей эльфов и фей.
Бригита
БРИГИТА ( брит, латинизированное Brigantia, от ирл. Ваrr, валлийск. bar, «вершина»)- в кельтской мифологии богиня.
В Ирландии её именем иногда обозначались три женских персонажа, считавшиеся покровительницами мудрости, искусства врачевания, кузнечного дела и плодородия, помогавшая женщинам во время родов.
Бригита — дочь Дагды. Жена бога Бреса, возглавлявшего Племена богини Дану. Культ ее был распространен по всей Ирландии и Британии, где ее чаще называли Бриганти .
Она представлялась иногда в виде птицы с человечьей головой, либо в виде трёх птиц — журавлей или петухов ( галльские памятники с изображением трёх журавлей на спине быка — а также ирландский обычай зарывать живого цыплёнка у трёх ручьёв, чтобы снискать расположение христианской святой Бригитты).
Учитывая возможную параллель — ирландская Дагда — галльская Суцелл, не исключено соответствие между Бригитой и галльской Нантосвельтой, также связанной с реками и ручьями. Иногда Бригиту сближают с Минервой, культ которой имел, согласно Цезарю, широкое распространение в Галлии.
Шотландия. Эту страну мы полюбили, наблюдая за событиями, разворачивающимися в сериале "Чужестранка", и нас действительно покорила суровая красота этих мест. Мы не раз любовались ее прекрасными пейзажами. Но знаете ли вы, что Шотландия полна и множеством таинственных мест. И с некоторыми из них я сейчас вас и познакомлю.
Мост Овертоун
В поместье Овертоун рядом со старинным замком расположен каменный арочный мост через небольшую каменистую речку. И именно мост, а не замок стал известен своей дурной славой. Мост Овертоун называют мостом, убивающим собак. Ученые до сих пор спорят, может ли животное в силу каких-то причин добровольно расстаться с жизнью, но факт заключается в том, что за историю этого моста сотни собак бросились с него вниз на камни с 15-метровой высоты и разбились насмерть.
Все началось приблизительно в 1950-60 годах, когда собаки местных жителей регулярно, чуть ли не раз в месяц прыгали с моста вниз, причем страстью к полетам были более подвержены длинномордые породы. Для большинства собак падение закончилось трагически (15 метров высоты), но удивительно другое – некоторые выжившие животные повторно прыгали с моста в том же месте. Именно этот факт повторности вызвал крайнее удивление жителей Милтона, потому что известно, что собаки отличаются крепким инстинктом самосохранения и хорошо помнят места личных трагедий.
Почему собаки кончают жизнь самоубийством, что их толкает на такой безрассудный поступок? До сих пор не существует однозначного ответа на этот вопрос. Исследованием загадочного феномена моста Овертоун занимались не только ветеринары, специалисты по аномальным явлениям, но и «Шотландское общество предотвращения жестокости по отношению к животным».
Увы, разгадать тайну феномена не удалось. Пока есть - только несколько версий, некоторые из них кажутся довольно фантастичными.
Пожалуй, одна из самых простых версий выдвинута зоологами. По их мнению, причиной, заставляющей собак прыгать с моста, является охотничий инстинкт. Тонкий нюх собак улавливает запах норок и крыс, живущих под мостом, животное подпрыгивает на поручни, не удерживается и падает вниз.
Эта версия предельно проста, она зафиксирована в официальном отчете, но вряд ли она объясняет тот факт, что уже упавшие с моста выжившие и искалеченные собаки из последних сил снова забираются на мост и снова бросаются вниз. Если к роковому прыжку их привел охотничий инстинкт, логичнее предположить, что уцелевшие собаки должны искать под мостом тех же норок и крыс, а не пытаться снова повторить смертельный прыжок.
Согласно версии местных жителей, прыгать собак с моста заставляет призрак. Есть предание о том, что когда-то с этого моста отец бросил вниз на камни своего новорожденного ребенка. Совершить столь чудовищный поступок его заставило убеждение о якобы вселившемся в малыша дьяволе. По легенде, отец через несколько дней покончил с жизнью тем же способом на том же месте. Вот эти два призрака — ребенка и его отца — и заставляют собак совершать смертельные прыжки.
Еще одна версия заключается в том, что по мосту проходит граница между двумя мирами — нашим и потусторонним. Собаки, неожиданно натыкаясь на эту границу, начинают двигаться вдоль нее, пытаясь найти проход, и падают с моста. Полагают также, что на мосту может быть портал в параллельный мир. Когда он раз в месяц открывается, собаки, почуяв нечто чужеродное нашему миру, пытаются это обследовать со смертельным для себя исходом.
Ну и, по наиболее мистической версии, небольшая речка, протекающая под мостом, является аномальной зоной, вода в которой «подпитывается» кровью разбившихся собак. Эта кровь является своеобразным «ключом», открывающим портал между параллельными мирами.
Увы, зловещая тайна моста Овертоун, убивающего собак, до сих пор не раскрыта. Собаки по-прежнему прыгают с моста, а вот люди и другие живые существа минуют его без каких-либо последствий. Согласно приблизительным подсчетам, мост Овертоун стал причиной гибели более 600 собак. Уже давно на этом загадочном мосту весит предупреждающий знак, на котором написано: «Держите собак на поводке».
Озеро Лох-Несс
Озеро Лох-Несс - удивительное озеро Шотландии, расположенное в 37 км к западу от Инвернесса. Одно из самых глубоких и больших пресноводных озер страны, которое насыщенно легендами и слухами о необыкновенном чудище, которого местные жители ласково называют Несси. Воды озера мутные, так как насыщены большим количеством торфа. Может быть, именно из-за этой особенности, до сих пор не было официально запечатлено знаменитое на весь мир легендарное лохнесское чудище.
Первое упоминание о Лохнесском чудовище датировано 1933 годом, когда в журнале было опубликовано интервью с семьей, плававшей по озеру на лодке и якобы видевшей чудище. С тех пор проводилось множество экспедиций по озеру, но так никому и не удалось доказать существование чудища. Это не мешает любопытным туристам, охочим до диковинок, ехать к озеру Лох-Несс и пристально вглядываться в его воды, в надежде увидеть чудовище или хотя бы его голову. Так же на западном берегу озера расположился старинный разрушенный замок Уркухарт (Urquhart). Это одна из самых больших крепостей Шотландии, она была построена в 1230 году и неоднократно переходила от одного клана к другому, пока не была брошена на произвол судьбы в 17 веке.
В первой книге "Чужестранка" есть эпизод, где Клэр наблюдала за таким чудовищем: Я лениво обрывала кисточки крылатых семян с нависшей надо мною ветки и бросала их в воду, но вдруг заметила, что еле заметная рябь на воде сделалась крупнее, словно бы налетел внезапный порыв ветра. Большая плоская голова появилась над поверхностью воды не далее чем в десяти футах. Я увидела, как вода сбегает с чешуи, покрывающей изогнутую шею. Вода волновалась и бурлила на довольно значительной площади, и под нею я заметила движение темного массивного тела, хотя голова почти не шевелилась. Я тоже не шевелилась. Как ни странно, мне не было страшно. Я чувствовала некую родственную связь с этим созданием, которое удалилось от своего времени на еще большее расстояние, нежели я от своего. Плоские глаза, старые, как древние моря эоцена, глаза, помутневшие в мрачных глубинах последнего прибежища. Блестящая кожа была ровной, темно-голубой, с живыми отблесками зеленого цвета и сверкающими радужными переливами на шее под нижней челюстью. Цвет странных, лишенных зрачков глаз напоминал темный янтарь. Закрытые клапанами ноздри внезапно раскрылись, послышалось ошеломительное свистящее дыхание. Мгновенное движение — и существо нырнуло, оставив после себя только взбудораженную, вспененную поверхность воды.
Несмотря на то, что сейчас лихорадочный интерес к озеру спал, учёные продолжают исследовать дно на предмет подводных впадин и пещер, соединяющих озеро Лох-Несс с другими водоёмами. Возможно, когда-нибудь мы узнаем правду об этом мистическом чудище.
Тупик Мэри Кинг
400 лет назад квартал Мэри Кинг (так звали владелицу большинства здешних домов) был одним из самых оживленных мест в Эдинбурге. Все значимые заведения находились именно там, и естественно, очаги страшных болезней, таких как: чума, оспа, сифилис, бушевавшие в тот период во всей Европе, были зафиксированы в центре города. Исторические хроники гласят, что в XVII веке эпидемия черной чумы угрожала полностью уничтожить Эдинбург. Всех зараженных эдинбуржцев изолировали в специальном месте, напоминающем лазарет. Улицы были завалены трупами, и каждую ночь монахи собирали мертвецов, чтобы вывезти их за черту города и сжечь. Сожжение тел замедляло скорость распространения эпидемии, но никак не могло остановить её.
Существует легенда, что стараясь предотвратить распространение болезни, власти изолировали всех зараженных в одном районе, после чего обнесли опасный участок глухой стеной. Людей свозили в тупик Мэри Кинг во время нескольких эпидемий, и они там умирали, оставшись без какой-либо помощи извне. Именно поэтому ходит много историй о привидениях на его улицах и существует так много показаний свидетелей, которые уверяют, что видели людей-призраков, изможденных, в лохмотьях, блуждающих между домами.
Через сотню лет после эпидемии дома печально известного квартала были разобраны жителями Эдинбурга на кирпичи, а вместо них поднялись новые здания. Фактически, часть тупика Мэри Кинг была полностью разрушена, а часть была замурована и являлась фундаментом для новой постройки. Уже в XXI веке археологами была вскрыта сохранившаяся замурованная часть, а остатки улиц расчищены и переоборудованы в музей. На месте тупика Мэри Кинг было возведено огромное здание, а сам он превратился в таинственное подземелье.
Призраков в тупике Мэри Кинг видели не раз, а в 2003 году власти Эдинбурга открыли мистический район для посещения туристов, желающих соприкоснуться с параллельным миром и узнать безрадостную историю старого Эдинбурга. Во время организованной экскурсии по тупику Мэри Кинг гид проведет туристов в ужасное подземелье. Спускаясь по древним узким каменным лестницам, экскурсанты словно попадают в XVII столетие, когда в Эдинбурге свирепствовала чума. Чтобы сегодня проникнуть в «запертый город», нужно спуститься вглубь Королевской Мили (сердце Эдинбурга и его главная улица) по специальной системе коммуникаций. Старинные улицы представляют собой темные тихие тоннели. По потолку и стенам тянутся ряды лампочек, которые скудно освещают остатки никуда не ведущих лестниц. Деревянные окна и двери заколочены…
До наших дней дошла легенда о маленькой девочке Энн, оказавшейся в тупике и лишенной выхода в город, так как родители отдали зараженного чумой ребенка в это страшное место, пахнувшее смертью. Здесь восстановлена комната, где, согласно легенде, проводила последние дни своей жизни маленькая бедняжка Энн. Разумеется, в комнате нет окон, а арочный потолок очень низок и угнетающе давит на посетителей. Мебель представлена скромным деревянным столом, двумя табуретками и деревянным сундуком, исполнявшим роль кровати. В комнате горит старинный фонарь.
При взгляде на эту убогую обстановку сердце сжимается от мысли о том, в каких мучениях – физических и душевных – проводили время обреченные на смерть люди. Стараниями местных жителей в тупике Мэри Кинг появился уголок со множеством кукол, предназначенных для призрака малютки Энн, дабы задобрить его. Люди убеждены, что девочка любит эти игрушки, поэтому нередко хватает за руки посетителей тупика – словно благодарит их. Того же, кто не принес ей подарок, она даже может ущипнуть за ногу.
Когда родители Энни поняли, что их дочь больна, они не минуты не раздумывая, изолировали ее от других детей и отвезли умирать в «запертый город». Девочке о ее болезни ничего не сказали, обманув, заперли в одной из квартир тупика. Энни умерла мучительной смертью, так и не поняв, почему ее бросили родные, а ее душа так и не нашла успокоение. Фантом девочки можно увидеть часто заходящей в дом, где ее заперла мать. Сразу ощущается понижение температуры и возникает особенное гнетущее состояние. Иногда Энн видят с собакой, а порой держащую в руке сломанную куклу. Некоторые говорят, что ее лицо побито оспой, а одежда изорванная и грязная. Так же посетители тупика Мери Кинг утверждают, что порой ощущали чье-то холодное прикосновение, и естественно, приписывают призракам этого мрачного места.
Не удивительно, что в подземном квартале обитает множество призраков людей, погибших от чумы в муках, от боли и страха. Они бродят по слабо освещенным тоннелям и порой пугают посетителей тупика Мэри Кинг. И призрак девочки до сих пор бродит по этим окрестностям и хватает туристов за руки и ноги.
Эдинбургский замок
Замок стоит на скале, которая является ни много ни мало остатками огромного вулкана, потухшего около 350000 лет назад. Это древнее строение — самое населенное привидениями место на Земле, и именно по этой причине сюда приезжают сотни тысяч туристов каждый год, и не напрасно. Здесь поселились призраки-музыканты, играющие на разнообразных музыкальных инструментах в противоположных уголках замка. Но на этом список мертвых душ не заканчивается. Бестелесные французские пленники, средневековые заключенные и даже привидение сторожевого пса, охранявшего старинное кладбище. Вся книга отзывов замка исписана случаями встречи с этими мистическими существами и проиллюстрирована фотографиями.
Ричард Вайсман с группой из 9 ученых проводил исследования в Эдинбургском замке. В течение десяти дней 240 добровольцев со всего света пытались отловить призраков, отсиживаясь в подвалах знаменитого замка. В задачу добровольцев входило бродить по ночам по коридорам, подвалам и чердакам замка в поисках духов. При этом все происходящее в замке фиксировала сложнейшая аппаратура, способная ощущать электромагнитные изменения, выявлять воздушные потоки, температурные изменения, геомагнитные колебания, ультразвуки и прочее. Особое внимание охотники за привидениями уделили месту вокруг южного моста замка, где, согласно легендам, появляются призраки людей, похороненных там заживо во время эпидемии чумы. Кроме этих несчастных, в замке есть и другие привидения — призрак, играющий на волынке, мать с мертворожденным ребенком и другие духи.
Результаты получились не совсем ожидаемые, — сообщает английская печать. — Половина участников эксперимента (надо полагать, это были люди, лишенные воображения) не испытали ничего необычного, остальные что-то такое испытали, но по большей части нестрашное — типа неожиданного и резкого падения температуры, неприятного, бог знает откуда взявшегося неуютного сквозняка, или ощущения, что за тобой кто-то следит. Однако несколько испытуемых вынесли из своих подземных бдений более зловещие впечатления: одному почудилось, будто к его руке прикладывают что-то раскаленное, другой ударился в настоящую панику, выведенный из себя звуками чьего-то дыхания в углу комнаты. Кого-то трогали за лицо и дергали за края одежды; а один из добровольцев увидел некую личность в громадном кожаном фартуке. Самое странное, что личность в фартуке, согласно отчетам, неоднократно встречали в том же месте, а доброволец до этого никогда в Эдинбурге не был и о национальных особенностях эдинбургских привидений ничего не знал. Большинство странных ощущений произошло именно в тех подземельях, которые уже пользовались дурной славой. В тех же местах, которые, несмотря на свой зловещий вид, привидениями прежде не посещались, количество зарегистрированных странностей оказалось существенно меньшим. И это при том, что добровольцам, согласно условиям эксперимента, ничего не говорили о том, в каком именно месте им предстоит вести наблюдение и какова его «призрачная» история.
Вообще, Эдинбургский замок - рекордсмен Шотландии по количеству неисследованных мистических явлений. По огромному таинственному подземелью замка бродит призрак волынщика, которого при жизни отправили исследовать подземный ход в поисках выхода, но он так и не вернулся. Что с ним случилось в подземельях - неизвестно. Иногда в замке или на улицах над туннелем можно услышать, как он играет на волынке. Безголового призрака барабанщика, казненного в замке много веков назад, иногда, обычно под утро, видят во дворе замка. Говорят, что это происходит только тогда, когда замку грозит какая-то опасность. Впервые появился в 1650-м, перед атакой войск Кромвеля. Из темниц замка, где за долгие годы были казнены и погибли от мук и голода тысячи военнопленных, часто слышатся непонятные звуки, иногда люди видят полупрозрачные летающие объекты. Призрак бедняги, пытавшегося сбежать из темницы, но по нелепой случайности сброшенного живьем со скалы, видят на склонах вулкана. Здесь неоднократно видели фантом некоего дудочника — легендарного призрака, исполняющего старинные мелодии; привидение в кожаном фартуке — палача и садиста, который годами пытал и мучил узников замка, пока какой-то храбрый пленник не выбросил его из окна. Собака, давно похороненная на замковом кладбище, всё ещё бегает по замку. Не так часты, зато эффектны бывают появления блуждающей по темным залам замка Дженет Дуглас, Леди Глэмис, сожжённой на костре во дворе замка в 1537-м году по обвинению в колдовстве (явно сфабрикованному). Участвовала она или хотя бы её муж в заговоре против Джеймса V – вопрос спорный. Но то, что отношения между Стюартами и Дугласами были враждебными – чистая правда.
Кроме этого в городе Эдинбург в разных строениях и подземных ходах зарегистрировано ещё 53 привидения. Такое обилие призраков, как это ни странно, вовсе не мешает горожанам спокойно жить. Они заботятся обо всех «призрачных» местах. Это и не удивительно: взглянуть на привидения ежегодно приезжают толпы туристов. Здесь призраки возведены в ранг национального достояния, и относятся к ним соответствующе.
Если вас заинтересовала такая тема, то на форуме есть видео "Замки с приведениями", загляните сюда - ТЫК
Darcy, Ого Это просто потрясающе Оказывается сколько еще неизведанного и таинственного есть в Шотландии Спасибо тебе милая, за такое необыкновенное путешествие
Издавна живописные горы Шотландии окутаны туманом легенд и мифов. И об одной из легенд мы сегодня и хотим рассказать - о блуждающих огоньках.
В прекрасном мультфильме "Храбрая сердцем" юная принцесса Мерида, рыжеволосая непоседа, впервые увидела их в день своего рождения, когда отправилась в лес на поиски пущенной стрелы. Она вышла из леса благодаря именно блуждающим огонькам, которые и вывели ее обратно к родителям. По легендам, которыми Элинор делится с дочкой, эти огоньки приводят человека к его судьбе. Годы спустя она обнаруживает их снова, и, последовав за ними, пришла к землянке ведьмы, где она «получает судьбу» — заколдованный пирог.
«Кто-то просто живет по воле судьбы, кто-то борется, чтобы ее изменить, есть те, кто свою судьбу ищет, а есть те, кого к ней ведут» - и именно огоньки по легендам ведут людей к несметным сокровищам или же к погибели, так или иначе меняя их судьбу.
Путешественники еще столетия назад рассказывали, как теряли дорогу в болотистой местности и находили путь только благодаря огоньку голубого цвета, который парил прямо над ними. Однако по рассказам других путешественников, эти огоньки чуть ли не в могилу их сводили. Блуждающие огни по этой причине стали называть свечами покойников или кознями злого духа. Остается загадкой, почему одни огни несут людям дурные вести и настроены к ним агрессивно, а другие могут даже помочь в трудную минуту.
Цвет огня бывает голубым, желтым, зеленоватым и даже призрачным беловатым. Дыма же практически не бывает. В основном эти огни появляются на болотах и на кладбищах и реже на полях. Иногда они бывают как пламя свечи, а иногда – шарообразными, и горят на высоте поднятой руки человека. Их наблюдали на разных континентах в разное время и о них сложено множество легенд.
Наиболее часто блуждающие огоньки считают душами утопленников и людей, погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании им отводится также скорбная, но благородная роль: здесь блуждающие огоньки выполняют функцию предвестников смерти. По старинной легенде святой Давид, покровитель Уэльса, пообещал, что каждый житель этой части Великобритании будет извещен о своей смерти заранее и успеет подготовиться к путешествию в иной мир. Предвестник гибели в виде блуждающего огонька может не только показать место гибели, но и место упокоения, пройдя целиком путь похоронной процессии.
Подобные верования пользовались огромным доверием, что подтверждает история, рассказанная одним шотландским священником. Дом священника находился около церкви рядом с погостом и однажды, выйдя из него, он заметил за оградой церковного кладбища светящуюся точку. Он решил, что это кто-то просто ходит с фонарем и пошел за огоньком. Однако он не увидел ни одного человека, а огонек тем временем вылетел за пределы кладбища и направился через лесок к дому одного фермера. После этого в сопровождении еще одного огня вернулся обратно. Священник все это время следовал за таинственными огнями и увидел, как они скрылись в склепе. На следующее утро он спросил у сторожей, чей это склеп и, как выяснилось, склеп этот принадлежал семейству того самого фермера, который живет за лесом. Еще через день эта семья пригласила священника в свой дом отпевать ребенка, который умер от скарлатины. Возможно, суеверие, согласно которому огни являются только тем людям, родственники которых уже похоронены на кладбище, некоторые основания под собой все же имеет.
Появления таких огней в Великобритании известны еще со времен Уильяма Шекспира. Им даже специальные имена давали, к примеру – Джил-Жженый-Хвост, Хинки-Панк, Шерстяная Джоан, Пинкет. Ученые многих стран рассматривали природу этого явления и выдвинули множество самых разных гипотез. И если в народе считалось, что это души невинно убиенных или преступников, то в научных кругах появилась гипотеза о метане, периодически выделяющимся болотной землей и возгорающимся самопроизвольно. Данная гипотеза, однако, выглядит малоубедительной. Как, собственно, и версии о дорожных огнях далеких машин, бактериях на перьях птиц, фосфоресцирующих грибах. Это объясняется, прежде всего, тем, что мерцающие огни во многих зафиксированных случаях явно преследовали какую-то определенную цель.
Также загадкой остается, почему одни огни настроены к людям довольно агрессивно или, по крайней мере, несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту. С негативно настроенными болотными огнями довелось столкнуться туристам, путешествовавшим по Сегежскому району Карелии. Вопреки предупреждениям местных жителей группа туристов разбила лагерь вблизи болота. В течение вечера ничего подозрительного замечено не было, но сразу после полуночи началась "чертовщина". Сначала несколько человек заметили загадочное мерцание в соседнем болоте: огни, появившиеся там, словно манили за собой. Трое путешественников как во сне последовали этому зову, остальными тоже постепенно овладело странное состояние неспособности отвечать за свои действия. Все больше людей вставали и двигались за огоньками к болоту. Все могло бы закончиться весьма плачевно, если бы один из «зомби» не влез в костер, оказавшийся у него на пути. Боль от ожога привела мужчину в чувство, и он своим криком вывел товарищей из странной дремы, в которой они двигались навстречу своей гибели. Потерпев фиаско, огни исчезли.
Однако есть примеры и другого рода. Так, например, семейная пара в ноябре 1977 года забралась на гору Снежка – наивысшую точку Чехословакии, но на обратном пути оказалась в затруднительном положении, так как сбилась с маршрута. Путешественники, осознав всю серьезность ситуации, чуть было не впали в панику. Еще и с неба внезапно обрушился густой снегопад. Однако появившийся неизвестно откуда голубой шар маячил примерно в полуметре от земли. Он светился мягко и излучал успокаивающее тепло. Поначалу супруги испугались, но какое-то внутреннее чувство подсказало им, что это явление не враждебно и может даже помочь спуститься с горы. Так и произошло – шар постоянно находился рядом с ними и освещал путь до самых нижних склонов. Странный огонь исчез только тогда, когда стали видны первые жилые строения селения. Интересным является тот факт, что ночные огни предпочтение отдают тем местам, где когда-то происходили трагические события. Это может говорить о том, что возможно жизнь существует и в форме, которая современной науке неизвестна.
По всей видимости, каждый из этих огней имеет свою индивидуальную природу, над которой не один еще ученый будет ломать голову. Поэтому блуждающие огни – это одна из загадок природы, которая до сих пор до конца не объяснена учеными.
Пока искала материал по этой заметке, наткнулась на рассказ Татьяны Райч "Блуждающие огоньки", и ниже выложу отрывок из этого рассказа, касающийся непосредственно этих огоньков.
Я всегда любила блуждающие огоньки. Их не часто можно увидеть в жизни, но именно и делает их такими манящими. Первый раз в своей сознательной жизни я увидела их в кино. Маленькие, зеленые огоньки, за которыми так хотелось идти. Даже если они вели на погибель.
Мне говорили, что я в детстве видела их однажды. Не знаю, возможно. Я не помню этого, но, смотря на блуждающие огни, в душе поднимается какое-то волнующее чувство. Хочется пойти за ними, несмотря ни на что, что бы, наконец, разгадать их тайну. Люди говорят, что блуждающие огни – это души умерших людей, которые заманивают жертву в болото. Думаю, это не так. Мне почему-то кажется, что блуждающие огоньки скрывают более глубинный смысл. Что, если они указывают путь к самым потаенным желаниям людей? Или может души умерших пытаются сказать нам что-то? Или… Я достала из тайника змейку и уже собралась было уходить, как внезапно почувствовала порыв ветра со стороны темной части леса. Резкий, холодный совсем не похожий на тот, что был на поляне. Я посмотрела в сторону мрачных деревьев и вздрогнула. В траве мистическим светом мигали огоньки. Блуждающие огоньки! Настоящие! Я сейчас вижу их в живую! Это не талантливая работа писателей или режиссеров. Это явь!
Огоньки то появлялись, то исчезали, маня и зовя за собой. Я словно зачарованная смотрела на это маленькое чудо. В моей душе постепенно росло желание последовать за ними, в надежде, что они приведут к моей мечте. Только подумать! Мне казалось тогда, что меня от сбывшихся мечтаний отделяет только пара шагов. Я интуитивно шагнула вперед, и огонек под моими ногами мигнул и погас. Вместо него загорелся другой – почти в самом конце цепочки.
Не знаю, сколько времени я стояла так, просто смотря на них. Из транса меня вывело легкое прикосновение. Я вздрогнула и обернулась – сзади меня стояла Майя.
- Тоня, с тобой все в порядке? Ты смотрела на что-то как загипнотизированная.
Я провела рукой по лбу и только потом ответила:
- Вроде, да. Честно говоря, засмотрелась на это. Заманчивая картина.
Майя проследила за моим взглядом.
- Блуждающие огни? Первый раз такое вижу. Только не говори, что хотела пойти за ними?
- Хотелось бы.
Майя вздохнула и легко, но твердо взяв меня за плечо, увела от этой дорожки. Только когда мы вышли на знакомое место, моя спутница сказала мне то, что думала.
- С ума сошла! За блуждающими огоньками идти нельзя! Заведут в какую-нибудь глушь.
- Может и так. А может, выведут к моей мечте. Или к тому, кто поможет ее осуществить.
Майя словно прочитала мои мысли. Она легко провела рукой по моему плечу.
- Наивная, маленькая девочка. Сколько поколений предостерегали нас от похода за такими огнями, наверное, это все же не спроста.
Я присела на камень. На душе все еще было тяжело и тоскливо. Вспомнились свои желания и мечты. Что, если для их осуществления достаточно лишь пересилить свой страх и пройти за огоньками? Ночь выдалась довольно холодной. Тишину нарушал только стрекот сверчков. Мистические оттенки к деревенскому пейзажу добавляло полнолуние. Редко можно увидеть такую луну. Она выглядела как ожившая мечта режиссера фильма ужасов. Мрачная и в тоже время притягательная, она была слегка закрыта облаком, образуя вместе с ним сероватое сияние. Луна сегодня сияла ниже обычного, словно только для того, чтобы дать полюбоваться своей красотой хотя бы на пару ночей.
Мое внимание привлек легкий шорох. Заинтересовавшись, чем может быть вызван этот звук, я спустилась с веранды и вышла за калитку. Сразу же мой слух уловил тихое мяуканье. Котенок! Маленький серый котенок!
- Привет малыш, – я наклонилась и погладила зверька. – Чей ты такой красивый?
Вместо ответа котенок мяукнул и потерся об мою ногу. Обойдя меня, он вернулся в исходное положение и начал заглядывать в глаза и мурлыкать. Мяукнув напоследок, он стал вслушиваться в темноту. Затем он резко отошел от меня.
- Куда ты? – я подошла к нему и попыталась поймать. – Не уходи, дурашка, обидят еще.
Котенок увернулся от меня и, отбежав еще на несколько шагов, позвал за собой своим мяуканьем.
- Хочешь что-то показать? Хорошо, пошли.
Так и началось наше мини путешествие. Котенок звал меня, а я шла за ним, забыв, что путь наш лежал к лесу, который в ночное время был небезопасен. В середине дороги котенок куда-то пропал, но вместо него я снова заметила блуждающие огоньки. Точнее сначала я заметила одиночное зеленоватое свечение. Подойдя ближе, огонек пропал, зато вместо него появился другой – вдали от меня. Я снова как завороженная смотрела на огоньки, и снова мне хотелось пойти за ними, бросив вызов судьбе. Наконец я решилась и последовала за цепочкой огней. В конце концов – кто не рискует, тот не пьет шампанское! Что если они действительно приведут туда, куда я стремлюсь.
Не могу сказать, сколько длился этот путь. Может пару минут, а может и полчаса. Я потеряла счет времени, а тьма, вместо того что бы рассеиваться, становилась все плотнее. Мало помалу мое желание идти куда–то в неизвестность стало пропадать. Словно пелена наваждения стала спадать с меня. Шаг за шагом. И вот я уже сама не понимала, что делаю тут в лесу. Одна в ночи…
Я невольно подняла взгляд вверх, в темное ночное небо. Полнолуние. Все та же мистическая луна, от которой бросает в дрожь. В этот момент мое наваждение пропало совсем, и я почувствовала, что замерзаю. Словно в один миг температура упала до нуля. Что я тут делаю одна? Может лучше было бы вернуться домой, пока я еще не забрела слишком далеко? Я осмотрелась, и по телу снова пробежал холод. В темноте я не смогу найти дорогу! В своем наваждении я УЖЕ свернула в те места, в которые мы никогда не ходим. Самым разумным в этой ситуации было бы дождаться рассвета и выйти, используя ориентиры. Да, это самое разумное, и в другой ситуации я так и поступила бы, но не сейчас. Я снова посмотрела на огоньки, которые стали еще более привлекательными и манящими. Колебание длилось всего пару минут, и вот я снова иду за огнями. Все равно я заблудилась.
Теперь уже путь был другим. Я оборачивалась на каждом шагу и постоянно посматривала по сторонам. Мне казалось, что под каждым кустом прячется что-то зловещее. Сразу как по заказу вспомнились все страшилки и ужасы, о которых мне доводилось слышать. После этого все казалось посланием из самых страшных кошмаров. Казалось, что за тобой наблюдает множество зловещих глаз и по пятам следуют убийцы, готовые в любой момент нанести сокрушающий удар.
Почти в обморочном состоянии я сделала пару шагов и, громко вскрикнув, резко замерла. Перед глазами болталась… оторванная рука скелета. Интуитивно я зажала рот рукой, хотя смысла в этом не было. Кричи не кричи, а в лесу, да еще ночью тебя не услышат. Только спустя секунду я поняла, что скелет - это всего-то игра воображения. В бледном сиянии луны была только сухая ветка дерева. Я резко выдохнула. И понесло же меня в это место! Сидела бы сейчас спокойно в доме, вместо того что бы бродить ночью в лесу, в компании со старыми страхами. Но свернуть с намеченного пути мне не давала мысль о том, что же будет в конце моего пути. Я все еще надеялась на то, что огни приведут к исполнению моей мечты.
Никогда раньше не думала, что у нас есть такие густые и глухие леса. По своим ощущениям мой путь продолжался полчаса. И все это время лес был почти непроходимым, словно ни один человек не ступал тут ранее. Внезапно огни стали более яркими, нежели обычно. Теперь с каждым шагом страх снова с удвоенной силой обрушился на меня. Теперь я готова была поклясться, что видела тень человека, мелькнувшую среди деревьев. На сей раз к галлюцинациям добавился еще и дикий холод, идущий из-под земли.
Внезапно последний огонек, мигнув, погас, и на секунду я оказалась в полной темноте. Одна, в лесу, окруженная непроглядной тьмой в компании своих страхов, которые неким мистическим образом оживали перед моими глазами. Страхами разного содержания, с разными злодеями, но неизменной жертвой – мной самой. Постепенно луна выходила из облаков, давая мне хоть и слабое, но все-таки освещение. Теперь я могла понемногу разглядеть место, в которое меня привели огни. Это была небольшая полянка с пятью огромными деревьями, росшими вокруг нее.
Снова мои страхи накинулись на меня, будто морская волна. Это волна была такой сильной, что я невольно сжала ладонями виски и опустилась на колени. Земля в этом месте была значительно холоднее, нежели возле дачи. И от контакта с ней я еще сильнее замерзла. Сердце мое стучало с утроенной скоростью, и некоторое время мне пришлось провести в такой позе, дабы отдышаться. О том, чтобы успокоиться, я сейчас и не думала.
Внезапно поднялся сильный ветер. Он играл верхушками деревьев, и мне чудились в этом звуке чьи–то мистические неживые голоса. Я рискнула открыть глаза и посмотреть, в какое место занесло меня любопытство. И снова из моего рта вырвался крик, потому что вокруг меня плыли по воздуху полупрозрачные фигуры. При ближайшем рассмотрении они напоминали человеческие, только лица их были скрыты. Увидев их, я замерла, сидя на земле, лихорадочно облизывая губы. Существа тянули ко мне руки и понемногу приближались, образуя круг и не давая мне возможности уйти. Ветер снова усилился, и теперь в нем звучал шепот. Фигуры были молчаливы, но мне казалось, что ветер – это их голоса.
- Спасибо что зашла к нам. Мы скучали.
Круг из фигур сжался ненадолго.
- Ты прошла за огнями и теперь останешься с нами. Навеки.
- Не-е-ет! Я не останусь тут!
Снова порыв ветра и знакомый шепот.
- Любой, кто последует за огнями, присоединяется к нам.
Страхи опять нахлынули с удвоенной силой. Теперь я ощущала их всем своим телом. Одна часть меня сопротивлялась этим страхам. Она пыталась встать, убежать от этого проклятого места. Забыть все эти страхи, которые по большей части были выдумками авторов, но в этом месте становились реальностью. Другая же часть моего сознания устала и не хотела никуда бежать. Видимо она понимала, что убежать не получится. На пару минут первая половина одержала верх, я смогла встать. Мне даже удалось отбежать в сторону, как мне казалось, дороги к дому. Однако снова поднялся ветер и вновь послышался шепот.
- Ты пошла за огнями и должна умереть.
Наперерез мне выскочил человек весьма странного вида. Он был одет в длинный черный балахон. Лицо его тонуло во тьме деревьев. Он взмахнул рукой, в которой тускло мерцало стальное лезвие ножа. Я вскрикнула и начала отступать назад. Незнакомец молча и медленно следовал за мной. Я сделала шаг назад и, запнувшись о сухую ветку, рухнула на землю. Страх мой теперь превратился в панику. Я закрыла лицо руками и закричала.
- Я не пойду к вам!
- Надо. – ответил мне ледяной голос ветра.
Сердце мое стучало в ускоренном ритме. Холод пробирался под одежду, и теперь меня трясло как в лихорадке. Я лежала с закрытыми глазами, но чувствовала приближение того человека с ножом. Чем ближе он приближался, тем холоднее мне становилось. Казалось, что меня опутывают чьи-то ледяные руки. Мои попытки вырваться и встать ни к чему не привели, холод лишь усилился и силы уходили быстрее.
Сквозь прикрытые веки я чувствовала, что человек с ножом уже стоит надо мной. Тело мое почти замерзло, движения замедлились. Я понимала, что для того, чтобы выжить, надо двигаться, но сил на это не было. Все парализовал страх. Последний мой рывок не привел ни к чему. Человек между тем опустился на корточки возле моего лица и посмотрел на меня. Теперь я могла разглядеть его лицо. Лицо, которое можно увидеть лишь однажды, перед самым концом. Оно было окутано серым безжизненным светом. Сквозь этот свет я смогла разглядеть только мертвый взгляд. Мистический свет, исходящий от существа, окутал мое тело. Взгляд мертвых глаз впился в мое лицо. Это было последнее, что я видела, перед тем как погрузиться в темноту…
*** Тело девушки нашли утром возле того самого места, где она впервые увидела огоньки. И сейчас там работала небольшая бригада местной полиции. Майя просто стояла, молча наблюдая за мрачной картиной. Она поверить не могла, что ее первая игра закончится такой трагедией. Что произошло там в лесу? Почему Тоня вообще туда пошла?
Мрачные мысли прервал незнакомый дребезжащий голос:
- Получили-таки огни свою жертву.
Женщина повернулась в сторону. Рядом с ней стоял опирающийся на палку дед. Он вздохнул и посмотрел на Майю.
- Огни? Про какие огни Вы говорили?
Дед вытащил из кармана сигарету и начал чиркать спичкой. Пальцы его уже плохо слушались, и старик пару раз бросал ругательство в адрес спичек и своих болезней. Наконец он закурил и ответил.
- Блуждающие огни, дочка. Знаешь про них?
Майя кивнула. Как ей было не знать! А ведь еще совсем недавно она пыталась убедить Тоню в том, что ее мечты сбудутся и без огней.
Дед снова вздохнул:
- У нас, дочка, тута раньше кладбище было.
- Прямо тут? – в голосе Майи звучал страх и удивление.
- Нет, конечно! Дальше в лес. Снесли его давно, а могилы остались. Теперича души покой потеряли, и огоньки эти бесовские появились. Поговаривают, что и призрака люди видели.
- Она хотела пойти за ними. Надеялась, что они приведут к мечте. – Майя потерла глаза, а голос ее дрожал. – Что если я могла ей помочь?
Старик посмотрел на нее и успокаивающе коснулся плеча женщины.
- Не могли. Раз человек поддался этим огням, уже ничем не поможешь. Зов мертвых очень силен.
Майя достала салфетку начала теребить ее в руке, пытаясь успокоиться. - Поверить не могу, что огни правда могут убить. Слышала, конечно, про них, но чтобы с таким финалом. Что она там видела? Что вообще случилось?
- Этого никто не узнает. Даже они, – старик кивнул в сторону полицейских.
Майя смотрела в ту же сторону. В тот момент она не понимала, насколько пророческими окажутся слова старика. Полиции не суждено было узнать ничего нового, и дело легло в архив.
- Не переживай сильно, дочка. Жаль девушку, но ее не вернуть. Живым жизнь, а мертвым могила. Прощай.
Старик ободряюще похлопал ее по плечу и, бросив окурок, медленно пошел в сторону поселка. Майя посмотрела ему вслед. Тяжесть на душе понемногу отступала, хотя она и понимала, что эти выходные долго еще будут в ее памяти. Столько пугающих вопросов и не менее страшных ответов. Много непонятного, мистического и оттого пугающего в этой истории. Пугающие вопросы, на которые так и не суждено найти ответы.
25 января вся Шотландия и половина Англии отметят 258 лет со дня рождения Роберта Бернса — известного шотландского поэта и настоящего символа английской литературы. Сегодня мы расскажем о традициях, которые принято соблюдать в этот праздник.
Традиция — это то, что Роберт Бернс ценил больше всего. Писатель настолько сильно любил свой язык и культуру, что на его родине, в Шотландии, стал символом этих самых традиций. Теперь на всем острове ежегодно празднуют ночь, предшествующую дню его рождения — «Ночь Бернса». Этот праздник у англичан, британцев и шотландцев проходит по особому сценарию.
Одежда
Известно, что исторически Шотландия — страна горных кланов и принадлежность к этим кланам определялась по рисунку на одежде. Этот рисунок передается в шотландских семьях из поколения в поколение.
В «Ночь Бернса» коренные шотландцы достают из старых шкафов и комодов килты своих предков. Они носят их всю ночь, отдавая таким образом дань памяти своей истории, своим прародителям, в том числе, и самому известному из них — Роберту Бернсу.
Праздничный стол
На праздничный стол в «Ночь Бернса» тоже подаются традиционные шотландские блюда и напитки. Во-первых, трапезу начинают с традиционного супа Cullen skink. А затем, под звуки волынки на большом блюде торжественно вносят хаггис с гарниром из брюквы и картофеля (turnips and potatoes).
Хаггис (haggis) — это традиционное блюдо из сердца, ливера и легких с овсянкой и специями, которое готовят в бараньем желудке. Блюдо появилось в рационе бедняков, но вскоре пришлось по вкусу многим шотландцам, а Бернс даже посветил ему оду, которая, конечно, приправлена английским юмором:
Ода Хаггису
В тебе я славлю командира Всех пудингов горячих мира, — Могучий Хаггис, полный жира И требухи. Строчу, пока мне служит лира, Тебе стихи.
Дородный, плотный, крутобокий, Ты высишься, как холм далекий, А под тобой поднос широкий Чуть не трещит. Но как твои ласкают соки Наш аппетит!
С полей вернувшись, землеробы, Сойдясь вокруг твоей особы, Тебя проворно режут, чтобы Весь жар и пыл Твоей дымящейся утробы На миг не стыл. (…)
Затем шотландцы пьют две рюмки виски: одну — за Бернса, вторую — за Шотландию и приступают к десерту — кранихену (cranachan). Его готовят из взбитых сливок, малины и поджаренных овсяных хлопьев.
Ну и, конечно, веселье сопровождает старый-добрый шотландский виски!
Гуляет вся Британия!
«Ночь Бернса» не празднуют в узком семейном кругу, его отмечают в большой шумной компании с чтением стихов, плясками и песнями под мелодию волынки. Удивительно, что первую «Ночь Бернса» праздновали всего несколько человек — друзья писателя решили почтить его память 5 лет спустя, и эта идея быстро пошла в народ.
Наш любимый Сэм Хьюэн приглашал всех присоединиться к My Peak Challenge для традиционного шотландского Ужина Бернса. Деньги пойдут в поддержку людей, страдающих от рака крови.
Изначально многие произведения Бёрнса создавались как песни, были переработкой или писались на мелодию народных песен. Мы все знаем его стихи, возможно, не подозревая об их происхождении. Роберту Бёрнсу принадлежат знаменитые строфы из романса, исполненного в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя»:
Любовь и бедность навсегда Меня поймали в сети Hо мне и бедность не беда, Hе бyдь любви на свете ...
Или эти строки из песни, звучащей в фильме «Служебный роман»:
Моей душе покоя нет, Весь день я жду кого-то, Без сна встречаю я рассвет И все из-за кого-то...
Да-да, эти самые песни написаны на переведенные стихи Бёрнса. Поэзия Бёрнса проста, ритмична и музыкальна, не случайно в русском переводе многие стихи ложились на музыку. Созданием музыкальных произведений в своё время занимались Д. Шостакович и Г. Свиридов. В репертуаре А. Градского цикл композиций на стихи Бёрнса. Белорусская группа «Песняры» выступала с циклом произведений на слова Роберта Бёрнса. Молдавская группа «Zdob Si Zdub» исполняет песню «Ты меня оставила» на слова Бёрнса. Фолк-группа «Мельница» положила на музыку балладу «Лорд Грегори» и стихотворение «Горец».
И в заключение посмотрите небольшое видео, посвященное знаменитому шотландскому поэту.
Шотландский актер Томми Флэнаган назначен Гранд Маршалом Парада Дня Тартана 2017 года в Нью-Йорке.
Известный актер проведет ежегодный парад кланов и волынщиков через Манхэттен в апреле.
"Это большая честь, чтобы восславить мою культуру", - сказал он. - "Я очень горжусь своим наследием. Хотя я сейчас живу в Малибу, я регулярно посещаю Шотландию с семьей. Моя дочь всегда будет под своим флагом."
Его актерская карьера длится 25 лет, от "Храброго сердца", "Гладиатора" и "Чужого против Хищника" до семи сезонов в драме FX Network "Сыны анархии" в одном из самых рейтинговых шоу в сети, где он играет любимого фанатами «Чибс», лояльного члена банды байкеров.
Актер, родившийся в Глазго, также снимется в предстоящем фильме "Стражи Галактики. Часть 2", выпуск которого назначен на май 2017 года.
Тысячи людей каждый год выходят на улицы Манхэттена на Парад Дня Тартана, который отмечает исторические связи Америки со Шотландией. Оркестры, волынщики, танцоры и кланы из Шотландии и со всей территории США и Канады присоединяются к параду.
Томми пополнит ряды прославленных шотландцев, которые уже возглавляли Парад, включая звезду Outlander Сэма Хьюэна в 2016 году, сэра Шон Коннери, Алана Камминга, Клиффа Робертсона, Брайана Кокса и актер Кевина МакКида.
Парад дня Тартана в Нью-Йорке в начался 19 лет назад с горстки шотландцев и шотландских американцев, идущих по тротуару, а теперь он включает тысячи маршей, проходящих через сердце Манхэттена. Это кульминационное событие «Недели Тартана», ежегодного шотландского фестиваля, который зародился примерно 6 апреля, в день Тартана, национального праздника в знак признания вклада Шотландии и шотландских американцев в США.
Празднование продлится с 2 по 9 апреля и включает в себя широкий спектр мероприятий в Нью-Йорке, концерты, бизнес семинары, а также пре-парад Кейли.
Дата: Понедельник, 01.05.2017, 15:11 | Сообщение # 93
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40170
Бельтайн или Первомай по-кельтски
В ночь на 1 мая под Эдинбургом (Edinburgh) отмечают праздник начала лета, традиция проведения которого восходит к кельтским обычаям. «Бельтайн» (Beltane) сегодня — это феерическое огненное шоу, поражающее воображение своим размахом. Участники, смелости которых можно только позавидовать, прыгают через высокие костры, специально разведенные на холме Калтон (Calton Hill), и демонстрируют опасные трюки с огнем. Пожалуй, лишь выступления фольклорных коллективов обходятся без рискованных обрядов.
Начинается праздник с шествия от Национального монумента (National Monument), также известного среди участников фестиваля как Акрополь. Обходя вершину холма против часовой стрелки под бой барабанов, собравшиеся призывают лето. Во главе процессии традиционно шествуют Майская королева (May Queen) и Зеленый человек (Green Man). Именно им суждено зажечь костер, символизирующий приход тепла. После этого и начинаются основные мероприятия, в ходе которых зрители и участники действительно становятся одним целым.
В этом году проводимому под Эдинбургом празднику исполнилось 30 лет. 300 барабанщиков, танцоров с огнем и исполнителей разыгрывали сцены вокруг большого костра, и это шоу всегда собирает большое количество зрителей.
Этот один из самых известных майских праздников имеет кельтское происхождение. Как и осеннему Самайну, который проводится в ночь на 1 ноября, Бельтайну придавалось огромное мистическое значение: в день перехода из одного сезона в другой границы между человеческим и потусторонним миром истончаются, и сквозь них может просочиться что-нибудь невероятное. Правда, в отличие от мрачного Самайна, на Бельтайн в наш мир проникают в основном духи и боги с добрым нравом — все-таки они приносят за собой лето.
Чтобы ритуально очиститься от прошлогодних бед и обновиться к новому сезону, на Бельтайн разжигали костры и прыгали через них, а заодно проводили между кострами скот. В Бельтайн подсчитывали поголовье скота, оставшееся с прошлого года, и смотрели, сколько молодых животных пережило жестокую зиму.
По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге...
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах эти костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!»
В наши дни в Бельтайн все так же зажигают костры. Но сейчас в праздник не вкладывают тот изначальный смысл. Это, скорее, повод собраться вместе и всю ночь повеселиться от души у праздничного костра.
Дата: Воскресенье, 29.10.2017, 23:45 | Сообщение # 94
Баронет
Сообщений: 390
Совсем немного времени нас оделяет от наступления наивысшей точки одного из самых важных праздников Шотландии с древних времен Samhuinn (Самайн), который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Наверное интересно узнать почему же он так важен и как же его празднуют в Шотландии.
Samhuinn
Самайн (гэльск. Samhuinn[saũ.iɲ]) это древний кельтский "праздник".
Самайн для духовного мира кельтов и их современных потомков это одно из важнейших событий года. Современные шотландцы, отмечая Самайн, проявляют уважение к традиционным и религиозным принципам кельтского общества, к отражению метафизических взглядов друидов, создавших человеческое общество по образу общества божественного, земными представителями которого они являлись.
Чтобы нам (не урожденным потомкам кельтов) разобраться в значимости Саймана, наверное, придется вспомнить некоторые постулаты верований кельтов.
В кельтском мироздании существует два мира - мир людей и Иной мир или сид (sid). Этимология слова cид (síd в переводе «мир»), обозначает некий мир, параллельный нашему, который, будучи отличным и отдаленным от него, тем не менее соприкасается или смыкается с ним, позволяя избранным или призванным существам в любой момент проникнуть в Инобытие. Его обитателями, по определению, являются боги и обожествленные герои.
В древних преданиях, мифологических или эпических, оно располагается или локализуется на трех уровнях: -за морем, на западе (совпадающим со значением левизны и севера), на огромных счастливых островах, которых можно достичь только после морского плавания; - на дне моря или озер, во дворцах из золота и хрусталя, доступ к которым открывается порой случайно; - в полых холмах или насыпях: после прибытия "современных" жителей Ирландии и Шотландии, или гойделов, их божественные предшественники, Племена богини Дану, не в силах противиться захватчикам, предпочли укрыться под землей. Там они продолжали ту же жизнь, что и раньше, по временам появляясь среди людей.
Сид присутствует повсюду. Так, огромный доисторический курган в Ньюгрейндже (Ирландия) превратился в резиденцию бога Дагды под названием Бруг-на-Бойнне («Крепость на Бойне»).
А если сид располагается повсюду, то у каждого божества может быть свой собственный сид. Почти в каждом древнем предании под тем или иным предлогом выводился Иной Мир. Но где бы он не располагался – за морем, на дне озера или под землей, обычный доступ к нему осуществляется водным путем.
Кельтский Иной Мир, не имеет почти ничего общего с христианским раем, но по концепции своей он весьма близок к германской Вальгалле. Его обитатели ведут жизнь, полную радостей и наслаждений: они вкушают изысканную и изобильную пищу, их любят женщины необыкновенной красоты, все они принадлежат к одному и тому же высокому социальному рангу. Им неведомы ни грехи (понятие христианское), ни преступления (понятие дохристианское). Иной Мир кельтов – это что-то вроде рая, но ни ада, ни чистилища в этой картине не предусмотрено. Наказание злодеев решается их отсутствием.
Для обитателей сида характерны две основные черты: они неподвластны ни законам времени, ни условиям пространства.
Бывает, что в их владения попадают люди. Тогда либо они проводят там день за днем, реально отсутствуя на земле всего несколько часов, либо – и это случается чаще всего – думают, что гостили там несколько месяцев или лет, тогда как на самом деле их пребывание затянулось на долгие века.
Но все это не имеет значения для тех, кому нет доступа в Иной Мир, – ведь это милость, даруемая лишь героям и редким избранникам, которых перевозит за море прекрасная вестница в ладье из стекла или хрусталя. В легендах эта прекрасная вестница часто, а то и почти всегда, превращается в возлюбленную, и эта подробность стала отправным пунктом очаровательной темы в литературе, фольклоре и сновидениях. Именно кельтским легендам было предназначено оставить в наследии современного мира этот прекрасный эквивалент легенды об Эроте и Психее.
Попадающие туда простые смертные (это всегда мужчины) изменяются и в смысле состояния, и в смысле положения. Возврат в мир людей для них запрещен. Так, по легенде один из спутников Бранна (бога потустороннего мира, сын бога морей Ллира), истосковавшись по родине, возвращается и тут же рассыпается в прах, как только ногой касается земли.
Иной Мир не только вечен, но он и не ограничен тремя измерениями: некий бог может очутиться внутри дома, не воспользовавшись ни дверью, ни каким-либо другим входом, другое божество может ранним утром появиться в Ольстере (Ирландия), а ближе к полудню – в Шотландии, как Мананнан в легенде о Монгане.
Равным образом совершенство Иного Мира делает поверхностными и ненужными человеческие понятия как мир, счастье и довольство, порождаемые третьей, производительной функцией, наиболее полным образом выявляются в первой, жреческой функции. Нет больше надобности в управлении сферой священного, ибо оно представлено совершенно, и это является причиной, по которой в Ином Мире все боги – друиды, и, наоборот, в этом мире все друиды – боги.
Однако при всем своем несовершенстве мир людей есть отражение, отблеск Мира Иного. Не следует, стало быть, удивляться тому, что Иной Мир время от времени вторгается в мир людей или притягивает к себе некоторых тщательно отобранных героев. Эти контакты ограничиваются, однако, кратким символическим периодом, празднеством Самайн.
Надо сказать, что Сайман - это не в прямом смысле "праздник", как мы сейчас это представляем. Дело в том, что ни в одном кельтском языке не было автохтонного слова для обозначения "праздника". Встречаются два слова: одно заимствовано из латинск. vigilia, и обозначает религиозный праздник, ирл. féil, валлийск. gwyl, бретонск. gouel; другое же было заимствованием из романских языков, французского или английского для обозначения мирского пира, ирл. féasta, бретонск. fest (в валлийском было другое слово: gwledd, буквально, "пир"). Причем в современном лексическом употреблении религиозный и светский праздник никогда не совмещаются. То есть понятие "праздника" включалось в это название, которое обозначало момент священного времени, противостоящего времени мирскому. "Священное время" покрывает некий строго определенный, можно сказать концентрированный период, который, исходя из обстоятельств, может быть равновелик суткам, году или вечности. События, совершающиеся на протяжении нескольких дней, растягиваются от одного праздника до другого или происходят во время нескольких последовательных празднеств.
Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния.
И именно "праздник" Самайн соединяет между собой два мира и два года: он ограничивается тем исключительным моментом, когда мир человеческий сообщается с сидом, ибо этот момент не принадлежит ни году уходящему, ни году наступающему. Это время прямого контакта между сидами, Иным Миром (с его нелинейным временем), и людским миром. Таким образом, время в Самайн было конфликтным временем между неизмеряемым временем в сиде и человеческим временем.
Этот праздник предстает одновременно и "итогом" лета (sam) и началом зимы, праздником верховного божества, предстающего в обоих своих аспектах – темном и светлом.
По данным древнеирландских источников праздник Самайн в древние времена отмечался течение трех дней перед Самайном, самого дня Самайна и трех дней после него, другие источники гласят, что Самайн отмечался три ночи подряд вместе с наступлением тёмной части года. Так, в источниках на латинском языке указывается название "Три ночи самониоса" (trinux [tion]samo[nii]). Кроме того, археологами были найдены бронзовые таблички галльского календаря из Колиньи, и там было написано: "trinoxtion Samoni sindiu" (что означает "три ночи Самония сегодня"). Это понятие календарного времени можно сопоставить с галльским обыкновением, засвидетельствованным у Цезаря, отсчитывать время не по дням, а по ночам.
Праздник сопровождался грандиозными пиршествами, призванными напомнить пиршества в Ином Мире. В преданиях указывается, что так как в период Самайна - это время некого перехода из одного мира в другой, то потусторонний мир и сиды были открыты в ту ночь. Простому народу опасно бродить в эту ночь вне стен своих жилищ. Люди должны собираться вместе (целым родом) около короля или лэрда и пировать, так как злые силы уничтожат любого, не присутствующего на спасительном пиру.
И поэтому одной из возможных этимологий слова "Самайн" это "samana" (собрание). И древних источниках Ирландии и Шотландии встречаются "пир Самайна" (feiss Samna), «собрание Самайна» (óenach Samna), но чаще всего речь идет о "ночи Самайна" (adaig Samna).
В реальном мире (мире людей) Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября. Празднования Самайна сохранились в нескольких вариантах, как фестивали, посвященные жатве и усопшим.
Это время было всегда неким поворотным моментом скорее скотоводческого, чем земледельческого цикла. Он соответствовал завершению летнего пастбищного сезона. Овец и крупный рогатый скот пригоняли с холмов, собирали в стадо и вели на убой, щадили лишь часть животных — на размножение. Таким образом, устроить обильный пир не составляло особого труда.
В одной из рукописей приводится такое описание королевского пира: большое общество садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле. Свинина особенно любима кельтами, как жаренная и вареная, так и солонина. В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая. Кроме того на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.
Пища на пиру делилась на два вида – обычная праздничная еда, составляющая пир, и обрядовая пища, которая была частью магического ритуала. Такая пища воспринималась не как удовольствие, нередко ее остатки сохранялись с магическими целями (обереги, исцеление, увеличение плодородия, благосостояния) целый год. На углях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусок. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.
Месить тесто и готовить обрядовые лепешки нужно было на овечьей шкуре, обладавшей магическими свойствами оберега и плодородия. Испеченные на золе лепешки из цельных зерен - ритуальное блюдо шотландцев. Пекли также хлеб из овсяной муки с отверстием посередине. Такой хлеб пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.
Поедание пищи рассматривалось как способ защиты от нечистой силы и одновременно как путь к контакту с потусторонними сущностями. Пища так же приносилась в дар различным богам, духам, божествам, стихиям, умершим. Часть жертвенной пищи полностью отдавалась божествам, часть – в форме причастия к божественному и сверхъестественному – поедалась людьми.
Самайн так же был сроком уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.
Ритуальная сторона праздника более сложная. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня. Костры играли огромную роль в торжествах, и традиция до сих пор сохраняется в некоторых местах. В ночь Самайна повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами. Ритуальный огонь непременно должен быть только что добытый, то есть "новый" и "живой". В пламени праздничного костра потухали все другие огни. Каждая семья торжественно зажигала свой очаг от общего огня, что объединяло все семьи деревни. Часто разводилось два костра, и люди ходили между ними как ритуал очищения. Иногда между кострами проводили и скот. Помимо очищения огнём в обычае сохранилось традиция убирать и чистить дом.
Гэльский обычай носить костюмы и маски был попыткой скопировать злых духов или отвадить их. В Шотландии мертвых изображали молодые люди в масках, с закрытыми тканью или начерненными лицами, одетые в белое. Свечные фонари, вырезанные из репы были частью традиционного фестиваля. После того как в Европу завезли "тыкву" из Америки она сменила на этом достойном посту репу.
Гадание также является общей фольклорной традицией, которая сохранилась в сельских областях. Наиболее распространены гадания на суженного, будущее место жительства и количество будущих отпрысков. Такие продукты как яблоки и орехи собранного урожая широко использовались в данных ритуалах. Яблоки очищают, кожуру бросают через плечо, а потом проверяют, похожи ли очистки на букву имени будущего суженного, орехи жарят на очаге и интерпретируют их движения - если орехи остались вместе, значит будет пара. Яичные белки бросали в стакан с водой, и фигуры предсказывали количество будущих детей. Детям соответствуют вороны, и многое можно узнать по количеству птиц или в зависимости от направления их полета.
Информационные источники:
1. Кристиан - Ж. Гюйонварх, Франсуаза Леру "Кельтская цивилизация", СПб., изд. Культурная Инициатива, 2001. 2. Г.В. Бондаренко "Мифы и общество древней Ирландии", М., изд. «Языки славянской культуры», 2015
Дата: Понедельник, 30.10.2017, 00:17 | Сообщение # 95
Принц
Сообщений: 4780
Цитатаelap23 ()
Samhuinn
Бегло прочитала Сэм Хьюэн
Цитатаelap23 ()
Кельтский Иной Мир, не имеет почти ничего общего с христианским раем, но по концепции своей он весьма близок к германской Вальгалле. Его обитатели ведут жизнь, полную радостей и наслаждений: они вкушают изысканную и изобильную пищу, их любят женщины необыкновенной красоты, все они принадлежат к одному и тому же высокому социальному рангу.
Вот это мне нравится!
Цитатаelap23 ()
Попадающие туда простые смертные (это всегда мужчины)
А теперь совсем не нравится Что за дискриминация по половому признаку?
Спасибо, интересно было прочитать. Ясно одно: корни почти всех народностей идут из язычества, и ритуалы многих народов очень похожи. Те же гадания на суженого, те же приметы на плодородный год и прочее. А вообще интересно было бы побывать на таком народном гулянии, окунуться в культуру и обычаи страны полностью. Спасибо *Через съехавшую крышу лучше видны звезды...*
Дата: Понедельник, 30.10.2017, 00:35 | Сообщение # 96
Баронет
Сообщений: 390
ЦитатаParma ()
Бегло прочитала Сэм Хьюэн
Я в начале даже не поняла о чем речь, а потом поглядела, и, правда Сэм!!!
ЦитатаParma ()
А теперь совсем не нравится Что за дискриминация по половому признаку?
Мне тоже не очень то понравилось... Но так указывают источники. Правда есть момент,все письменные источники были написаны в раннее Средневековье, так что м.б. и женщинам что-то перепадало... Хотя потом рассыпаться в прах тоже не очень то здорово
Дата: Понедельник, 30.10.2017, 09:34 | Сообщение # 98
Баронет
Сообщений: 390
ЦитатаDarcy ()
начала читать и чувствую, что ничего не понимаю
Мой косяк, пишу сухо...
Краткое изложение, надеюсь, что более простым текстом: Самайн это период, который длился 3 ночи (с пиком празднеств в ночь с 31 октября на 1 ноября), когда по верованиям кельтов и в соответствии с их календарем год менялся со светлой стороны (период весны и лета) на темную (период осени и зимы). Именно в этот период наступает некое "безвременное время" и соединяет между собой два года и два мира.
В верованиях кельтов наше мироздание делилось на две части: первая часть - это Иной Мир - мир где существуют боги и герои, где уклад "жизни" идеален, и вторая часть - это мир людей - некое отражение Иного Мира на земле, но с уже своими несовершенными законами человечества.
Так вот, именно в ночь Самайна открывались как бы "шлюзы" из Иного мира в людской .... а люди, чтобы почтить богов устраивали пир. Также этот праздник предстает одновременно и "итогом" лета и началом зимы, праздником верховного божества, предстающего в обоих своих аспектах – темном и светлом.
Надо сказать, что в источниках про нечисть ходящую по земле стали писать только со времен христианизации, когда появилось понятие ада. У кельтов ада в Ином мире не существовало, и соответственно нечисти там не было.
Современные же атрибуты праздника - это очищающий огонь и ритуальная еда и всё, что с ними связано. Цвета "праздника" - цвета огня и горения: оранжевый, коричневый и черный. Традиция наряжаться, это своеобразная попытка людей "спрятаться" от чертей, чтобы те их приняли за своих и не навредили.
Дата: Понедельник, 30.10.2017, 14:53 | Сообщение # 100
Обломастер
Сообщений: 6767
А наши предки славяне не отпугивали нечисть в этот день ( на Велесову ночь) а наоборот привечали умерших предков. Угощением, потом совместной трапезой и вспоминали умерших без сожаления добрым словом. А до этого еще весь дом вычистят, что то наподобие Чистого Четверга перед Пасхой.) В конце хозяин провожал Дедов со словами: «Прощайте Деды, идите, с собой (беду, болезнь, и т.п.) заберите, нас долго ждите…». У каждой женщины должно быть свое маленькое "ку-ку"
Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Entertainment Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы,
размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях.
Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок.
Запрещено копирование элементов дизайна!