– Мы всегда начинаем так: «ОК, давайте попробуем держаться как можно ближе к книге, – сказал Робертс в этом эксклюзивном интервью. – Затем случайные события отдаляют нас от неё, и поэтому иногда получаются отступления.
Примером из четвёртого сезона может служить тот факт, что Лора Доннелли, актриса, которая играет Дженни, сестру Джейми Фрейзера (Сэм Хьюэн), была занята в другом ранее намеченном проекте и не смогла участвовать в съёмках «Чужестранки», поэтому пришлось написать сценарий без её участия, и пробел был заполнен сценами с Лири (Нелл Хадсон) – бывшей женой Джейми.
– Нам пришлось быстро перестроить сценарий, – продолжает Робертс. – Это действительно одно из крупных отличий от книги и конструктивная особенность телешоу. В книге все и везде доступны в любое время. А у нас не так. Иногда случайные вещи диктуют конечный результат. Когда читатель или зритель это видит, он может сказать: «Боже, почему они приняли такое решение? У Дианы в книге вот так».
Большой проблемой пятого сезона будет то, что Мурта (Дункан Лакруа) остаётся жив. Он не только выжил, но Джейми получил приказ поймать его и предоставить правосудию.
– Предстоит нечто фантастическое, что Джейми и Клэр (Катрина Балф) будут вынуждены преодолеть, – дразнится Робертс. – Давайте просто скажем, что Джейми очутился между молотом и наковальней. Молот – его подпись под клятвой короне, губернатору Трайону (Тим Дауни), за что он получил землю, на которой они живут, а наковальня – его верность Мурте и любовь к нему. И это причина неприятностей, которые появятся у Фрейзеров в течение пятого сезона, и мы увидим, как они выпутаются из этого – и вообще, выпутаются ли.
Когда вы изначально садились в сценарной комнате обсудить четвёртый сезон, как вы пришли к решению, что из книг надо включить? Вы рассматривали персонажей? Вы выбирали темы?Мы изначально поделили главы книги. Таким образом, мы делаем первоначальную разметку и пытаемся найти главный хребет книжной истории и очищаем его от всего лишнего. Мы также действительно пытаемся найти в истории так называемые «ключевые» моменты. В четвёртом сезоне, конечно, это встреча Джейми и Брианны (Софи Скелтон).
Вы находите как можно больше таких моментов и видите, в каких местах сезона они находятся, а затем вы должны самым органичным образом провести историю от одной точки к другой. Иногда этот путь отличается от того, что в книге. Порой вы просто по условиям производства практически не можете сделать так же, как в книге.
Диана способна описывать любого персонажа в любых условиях и в любом времени, а мы не можем так делать. Один грандиозный пример – это середина сезона, где у нас была запланирована история, а актриса, игравшая одну
из ролей, не смогла приехать на съёмки.
Итак, в целом, мы размечаем главы, находим главную сюжетную линию, а затем – «ключевые моменты», основные большие сцены в книге, в которых иногда всё ясно, и тогда мы уменьшаем их. Мы собираемся в комнате сценаристов для обсуждения, потому что разным людям нравятся разные сцены, и такие эпизоды есть во всех книгах. Кто-то из вас любит эту сцену, а кто-то из руководства сети – другую, и есть более мелкие моменты. Сцена, где Джейми встречается с Брианной, не из этих.
Конечно, мы включим эпизод, где Роджер (Ричард Ранкин) или Бри проходят сквозь камни. Есть определённые моменты, которые просто даны, и их нужно сделать. Это попытки провести сюжетную линию и связать всё на тех местах, где это нужно в данном сезоне.
Видя определённые детали, я понимаю, что вы действительно провели некоторое время в Северной Каролине.– В середине третьего сезона мы знали, что будем снимать четвёртый сезон, мы знали, что история резко переместится в Американские колонии, и подумали: «А не может ли Шотландия сыграть роль Америки? Поэтому я полетел в Атланту, арендовал машину и поехал по Северной Каролине, потому что хотел сам увидеть её воочию.
Я хотел действительно прогуляться по ней ногами. Я хотел пройтись по земле и встретился с чероки. Там была Восточная община племени чероки, и я с ними встретился. Я хотел поговорить с ними и узнать, что они чувствуют по этому поводу, потому что большая часть четвёртого сезона также связана с индейцами. Мне было важно действительно поехать туда и увидеть.
Я понял, что тот материал, который мы собирались снимать, можно было снимать в Шотландии. Мы поговорили об этом с каждым – с работниками студии, руководителями сети и Tall Ships, и решили: «Давайте останемся с нашей командой, которая уже давно работает с нами. Они очень верны и преданы и любят сериал».
Мы могли изображать Северную Каролину в Шотландии в основном из-за того, что, находясь среди деревьев, вы не отличите леса. Затем, делая крупные, широкие панорамы, мы немного комбинировали. Верите вы или нет, некоторые горы в Шотландии напоминают Блю Ридж Маунтинс в Северной Каролине, где буквально происходило действие книги. Поэтому я и поехал туда. У меня натура исследователя. При написании сценария я люблю изучить предмет, поэтому, когда я приехал туда, мне были важны физические ощущения.
Я читал, что много шотландцев действительно поселились в Северной Каролине, поэтому это весьма точный приём. Это поразительно, в том смысле, что, когда я колесил по округе на машине, мне встречалось множество шотландских названий не только на дорожных знаках, но и в разговорах с кем-нибудь в отеле, где я останавливался. Меня убеждали посетить музей шотландского тартана, и я переспросил: «Это здесь? В Северной Каролине?»
Да, в Северной Каролине есть музей тартана, и вторые по значимости Хайлендские игры в мире проходят в Северной Каролине. Впоследствии на этих играх мы снимали наше собрание, современное собрание, которое мы сконструировали. Мы нашли архивные фото этого события 1970-х годов и постарались имитировать его как можно ближе к оригиналу. Наверное, мы проделали действительно хорошую работу. Мы также обнаружили, что много шотландцев приехали в эти места и что людей, имеющих шотландские корни, в Соединённых Штатах больше, чем в Шотландии.
Мы немного побеседовали о том, как вы отбирали материал применительно к четвёртому сезону, но в пятом у вас только 12 серий, тогда как в предыдущих сезонах их было 16 или 13. Насколько труднее задачи пятого сезона, особенно учитывая, что Мурта (Дункан Лакруа) жив и это отличается от книги.Вы абсолютно правы. Это само по себе было трудной задачей. Оставить Мурту в живых было превосходной идеей – это в самом деле помогло и дало Клэр и Джейми собеседника. Как мы знаем из книг, Клэр ведёт множество внутренних диалогов. Это замечательно, и вы можете проникнуть в её мысли, но в сериале это сложно, поэтому было важно оставить в живых человека, которого они знают и которому доверяют. В итоге им стал Мурта. Оставив его в живых, мы поняли, что это отлично движет историю вперёд. В конце четвёртого сезона Мурта по-прежнему жив и является регулятором, которого разыскивают. Продолжение нашего рассказа в пятом сезоне я оставлю в тени, определённо скажу только, что это часть пятого сезона.
«Огненный крест» – такая насыщенная книга, а если туда добавить Мурту…Это очень насыщенная книга. В «Огненном кресте» много всего происходит. Множество по-настоящему фантастических моментов, для которых мы постарались найти место. Повторюсь: когда у вас и без Мурты события уплотнены, его история займёт какое-то место, тогда, очевидно, его должны уступить какие-то другие моменты. Мурта нам очень дорог, но мы не можем просто выкинуть их, поэтому мы постараемся сделать как можно лучше. В этом году у нас всего 12 серий. Уладить всё – очень сложная задача. Вы предполагаете, что по мере продвижения съёмок сериала в дальнейшем будет полегче, но задач становится всё больше, они уплотняются, поэтому просто возникает впечатление, будто задачи с каждым годом усложняются.
Вы испытываете также трудности в том, что есть поклонники книг и фанаты телесериала, и вы должны попытаться доставить удовольствие и тем, и другим. В этом должен помочь кастинг Адсо.Когда мы завершили четвёртый сезон, я сказал: «Начинайте искать». И они такие: «Кота?» А я: «Даа, кота, потому что он должен быть весьма необыкновенным». Нам нужно кинематографическое животное, потому что нельзя взять кота просто с великолепной внешностью. Он должен быть привычен к свету, к актёрам и персоналу, и поэтому нужно приготовить кота, точно так же, как мы выбирали Ролло. Мы взяли щенков и тренировали их. Важно было и то, что мы, являясь сами поклонниками книг, – в штате и среди тех, кто работает над сериалом, много поклонников книг, – считаем важными. Мы стараемся сделать больше и лучше.
Проблема состоит в том – и вы указали на это, – что есть люди, которые только смотрят сериал, они не знают книг, поэтому вы не можете перепрыгнуть через какие-то детали. Поклонники книг могут заполнить лакуны. Они пройдут: «О, даа, случилось то-то», так, мы можем перепрыгнуть. Но в сценарной комнате, когда мы режем, мы должны удостовериться, что те, кто никогда не читал книг, поймут историю. Баланс всегда соблюдается. Затем другой баланс – для читателей. У серии книг 20 миллионов читателей, и у каждого есть свои любимые моменты: свадьба, воссоединение, печатная мастерская, встреча Джейми и Брианны – всё это легко, всё это дано, но в книгах есть и другие сценки, которые кто-то лично может любить, и о них мы принимаемся спорить в сценарной комнате. Мне может нравиться одно, кому-то другому – другое, а третьему – третье, и мы не можем все согласиться, поэтому я могу представить себе микрокосм наших фанатов.
Не все любят одно и то же или считают одинаково важными определённые моменты, и в книжной серии так много того, что мы никогда не сможем поместить полностью в сериал. Придётся выбирать. Очевидно, некоторые в восторге оттого, что их любимые моменты экранизированы, а другие ужасно разочарованы, что их любимых моментов в сериале нет. Мы стараемся сделать как можно лучше и надеемся, что всё шоу в целом качественное, а народ любит его. Я думаю, что оно хорошее, и считаю, что многие из нас согласятся: мы делаем по-настоящему хорошую работу, и это всё, что мы можем сделать.