После просмотра этой серии я впервые за много (примерно около 8) лет пожалела, что изменила своей привычке смотреть телесериал не по одной серии, а целиком.
Потому что эта серия слишком быстро закончилась – и, хотя мы знаем, что будет дальше, мне всё равно захотелось посмотреть продолжение - причём НЕМЕДЛЕННО! Однако ходят слухи, что последнюю, 8-ю серию, мы увидим не 4-го, а 11 августа, и это очень огорчительно – потому что, как сказал герой одного любимого мной произведения: «Поманили дитятю пряником, а пряник-то в заначке, а заначку суровые дяди стерегут».
Конечно, я отлично понимаю, что нельзя ничего загадывать на будущее – однако уже сейчас могу сказать, что сезон удался.
И, несмотря на то, что здесь объединены три разные темы – история Брианны и Роджера (самая интересная часть которой проходит в XX в.), история Клэр – Джейми + Йен (которые никак не доедут до Шотландии) и история Уильяма, который начинает свой тернистый путь от наивного пылкого мальчика ко взрослому мужчине – сыну двух достойных отцов (как бы двусмысленно в современное время это не звучало), - мы получили в этой части 7 сезона «Чужестранки» очень интересную и динамичную эпопею, объединённой единой темой, где каждый эпизод является продолжением предыдущего и началом следующего. И – ура! – наконец-то появились британские артиллеристы в синих мундирах!
Конечно, не бывает бочки мёда без ложки дёгтя – но тут она совсем небольшая – хотя по-прежнему недоступная моему пониманию (как путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и т.д.) – почему семейство МакКензи, имея такие шикарные гостиную, кухню, столовую и библиотеку в большом доме, до сих пор спит в трейлере? Они не боятся оставлять дом на ночь? А Мэнди и Джем тоже спят в трейлере рядом с папой и мамой, которые по ночам занимаются любовью? Что, в таком большом доме не нашлось двух свободных комнат для спален детей и родителей?
Кроме того, впервые за всё время просмотра сериала, я обратила внимание на музыку – хотя мне медведь на ухо наступил, она всё же не является для меня «просто шумом» - я могу отличить одну мелодию от другой и в любой момент мысленно услышать ту или иную песню.
Речь идёт не о песне «Sky Boat Song», а о закадровом сопровождении, и здесь я услышала 3 мелодии – шотландскую волынку, английский хит начала 90-х (не знаю, чей именно) и какое-то подобие марша во время сражения британцев и континенталов. Однако с самого начала просмотра этой серии во время того или иного эпизода у меня в ушах звучали совсем другие, более знакомые мелодии. Может, это моя душа пела.
Я напишу о них – может, кому-то такие ассоциации покажутся странными – но, как говорится, что выросло, то выросло.
Ну а теперь пару слов о новом персонаже – Баке МакКензи. Мне он понравился – Диармейд Мурта хорошо подошёл на эту роль. Хотя контраст с его предыдущим образом разительный. Конечно, добросердечный Роджер почти сразу простил своего непутёвого предка и поделился с ним своими знаниями о путешествиях во времени. Когда я смотрела на Бака, у меня в ушах звучала мелодия из старого советского телефильма «Гостья из будущего»:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь
От чистого истока в прекрасное далеко
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Ну Бак, конечно, не Алиса Селезнёва, и его «прекрасное далёко» скоро исчезнет, однако что-то тут определённо есть. Не зря же он так быстро поладил с детишками. Как тут не вспомнить про Чебурашку? Особенно когда Мэнди причёсывала пра-пра-пра-… дедушке бородку?
Я был когда-то странной //Игрушкой безымянной, //К которой в магазине//Никто не подойдет//Теперь я Чебурашка //Мне каждая дворняжка//При встрече сразу//Лапу подает!
Но, кроме Чебурашек и добрых Ген, есть ещё очень злые крокодилы.
Не зря же говорят – не зови в дом зло – оно придёт само. Роджеру на роду написано доверять тем, кому не нужно – вот и тут он не послушал своего предка и доверился Робу Кэмерону.
Однако я больше чем уверена, что сериальный Роб Кэмерон никакой не фанатик-сепаратист, a его интерес к семье Роджера и Бри продиктован не заботой о независимой Шотландии, а корыстью – ему нужно золото и Бри, на которую он «положил глаз». Ну не будут создатели сериала гадить на Шотландию, изображая сторонников её независимости такими негодяями (хотя Диана же смогла?)
Ну и любовная сцена в трейлере (тьфу, будь он неладен) мне понравилась. Очень демократично – лёжа на боку, чтоб не дай бог, не обидеть феминисток мужским доминированием (ах, да ты собственник, Роджер?)
И очень красиво по цвету – почти как у Климта. Только жёлтого многовато – безусловно, с намёком на грядущую разлуку.
Святая наука расслышать друг друга
Сквозь ветер на все времена,
Две странницы вечных - любовь и разлука
Поделятся с нами сполна.
Ну а дальше – дальше всё как по писанному – точнее, написанному. Будем ждать, но пока на мой взгляд, дуэт Роджер-Бри затмевает главных героев.
Не хочется никого обижать, а особенно поклонников Клэр и Джейми – но то, что мы видели в этой серии – это всего лишь повторение уже виденного в предыдущих сезонах и сериях. Одни и те же позы, жесты, слова, выражения. И когда они расстаются перед сражением, у меня в ушах звучала более ритмичная, чем волынка, мелодия:
Дан приказ- ему на запад, ей – в другую сторону
Уходили комсомольцы на гражданскую войну
Уходили – расставались, покидали тихий край
Ты мне что-нибудь родная на прощанье пожелай.
Для разнообразия Джейми пообещал жене две пары очков в роговой оправе и две пары в золотой – молодец, это не какая-то там ручка-самописка. А Клэр пообещала, что найдёт его – если он не вернётся. Он, конечно, не вернулся – но я даже не беспокоюсь. Она выполнит своё обещание, и найдет мужа. И я уверена, что все пальцы останутся при нём.
Но замедленная съёмка ухода Джейми мне не понравилась совершенно. Говорят, что это – дешёвый приём. Мы и так любим нашего героя.
Что касается Йена – в этой серии сказать о нём нечего, кроме того, что краска, которой его намазали, омолодила его лет до 14-ти, превратив в клоуна. Очевидно, американцы (в отличие от нас), боятся клоунов не меньше, чем жестоких ирокезов XVIII в.
Ну а теперь – о Вилли. Хотя после того, что нам показали в этой серии, его уже не стоит называть детским именем. Смерть друга и убийство врага в бою быстро делают человека взрослым.
Если обращаться с лошадьми Уильяма когда-то (лет 14 назад) научил Джеймс Фрейзер, то со шпагой его, без сомнения, научил обращаться Джон Грей. Когда Уильям рубил на лету яблочко, я сразу вспомнила другую песню.
Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух.
Шпага многим показала,
Что такое прах и пух.
Несомненно, то, что мы увидели в этой серии, в книгах было описано несколько по-другому – я имею в виду конкретные эпизоды общения Уильяма с Сэнди Хаммондом и генералом Саймоном Фрейзером. Конечно, многое из написанного об Уильяме в книге «Эхо прошлого» вошло в эту серию – но вся эта информация была размазана по меньшей мере по десятку глав. А тут мы видим двух веселых, уверенных в себе парней, которые, как и их начальники, считают, что война – это весёлая прогулка типа охоты или пикника, где льётся рекой шампанское и есть время поговорить о бифштексах и размерах женского бюста.
И, конечно, Ричардсон продолжает свои козни – он опять пытается отправить Уильяма в ловушку с фальшивой депешей – но нашего лорда Эллсмира так просто не возьмёшь. Услышав пламенные речи бригадного генерала Фрейзера о том, что он будет рядом со своими солдатами на поле боя, Уильям больше не хочет быть «мальчиком на побегушках» и, после обращения к бывшему соратнику одного своего отца и родственнику другого, остаётся в лагере и принимает участие в первой битве при Саратоге.
Ну а теперь не могу не сказать о Сэнди Хаммонде в исполнении Генри Эштона. Этот образ создан из трёх книжных – Сэнди Линдси, который должен был оставаться с Уильямом до отступления из Филадельфии в 1778 г., лейтенанта Хаммонда и гессенца обер-лейтенанта Грюнвальда. Вообще, в этом сериале очень много интересных персонажей второго плана, которых играют хорошие актеры. Сэнди Хаммонд очень симпатичный молодой человек – добродушный, приветливый, обладающий чувством юмора любитель шампанского - вот почему его гибель стала шоком и для меня. Одно дело – какой-то гессенец, которого в книге ранят в голову– и другое дело - друг и одногодок Уильяма, которого убивают у него на глазах ещё до начала сражения. «Вот пуля пролетела, и товарищ мой упал …» - лучшего заголовка к этому эпизоду я не придумала.
Конечно, одно дело – сражаться по долгу службы против анонимных мятежников – и другое – против тех, кто убил твоего друга. И музыка продолжается.
Юный друг, в бою открытом
Защитить готовься честь
И оружием забытым
Соверши святую месть!
Говорят, что в бою первыми гибнут лучшие – но это неправда, ведь Уильям не погиб.
Он просто пришёл в ярость. Не хочется сравнивать это сражение с битвой при Коллодене – но не сравнить Уильяма и Джейми я не могу. Джейми тогда было 24 года, Уильяму в битве при Саратоге - 19 лет; Джейми тогда убил 15 человек, Уильям (по моим подсчетам) – четверых, причём последнего – задушил голыми руками. (Вжик-вжик-вжик – уноси готовенького)
Джейми едва выжил, хотя хотел умереть. Уильям остался жить и почти не запачкал свой красный мундир. Однако эта битва оставила в его душе глубокую рану. Когда я увидела его на фоне голубого неба, глядящего на своего мертвого друга, то в моей голове немедленно зазвучал хриплый баритон Высоцкого:
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только друг не вернулся из боя.
И спасибо сериальщикам, что они позволили Уильяму похоронить убитых британцев в глубокой могиле, которую он вырыл вместе с рядовыми, не боясь запачкать свои графские руки.
Наверное, сценаристы, почитав у Дианы про то, как
«Уильям руководил несколькими погребениями, с каменным лицом наблюдая, как предавали земле людей, которых он знал. В первые пару дней тела закапывали недостаточно глубоко, после чего ночь напролет пришлось слушать вой и рычание волков, дерущихся за трупы, вытащенные из разрытых могил. На следующий день то, что осталось, перезахоронили глубже»
- решили не издеваться над мёртвыми «красномундирниками», тем более, что это полная брехня – волков можно отогнать простыми выстрелами или кострами, их же не сотни там были.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Ну и последний в этой серии разговор Уильяма с генералом Саймоном Фрейзером производит очень сильное впечатление. Отсылка к античности вполне в духе Дианы (хотя до Эсхила она не додумалась) – однако речь здесь не столько об основной серии, сколько о новеллах о лорде Джоне, потому что Джейми – католик и чаще цитирует библию или гэльские молитвы, а вот греческий и латынь (чаще ругательства) – это прерогатива семьи Греев.
Мужа за море слали:
Мужа взамен приемлют
Лишь доспехи, да пепла горсть
В погребальном ковчеге.
Эсхил - «Орестея, Агамемнон», стасим I, антисторфа II (V в до н.э.)
И это не просто прощальные слова, обращённые к погибшим солдатам, в то время как другие генералы празднуют пиррову победу. Это предчувствие грядущей катастрофы. И зря я возмущалась выбором Ангуса МакФадйена на роль бригадного генерала Саймона Фрейзера. Внешность ничего не значит при отсутствии таланта, а вот актерский талант может заставить забыть о неприглядной внешности. Ну а когда есть и внешность, и талант, то мы получаем Уильяма-Джемса Кларенса Генри Джорджа Рэнсома. После того, что мы увидели в этой серии, он уже может спеть свою предсмертную песню. Но, как я надеюсь, это случится очень-очень не скоро – вероятно, мы об этом не прочитаем - и уж точно, не увидим.
Зато в следующей серии мы снова увидим генерала Саймона Фрейзера и Уильяма Рэнсома вместе - и их дуэт доставит нам удовольствие – вопреки обстоятельствам, при которых он состоится.
***