Дата: Понедельник, 07.09.2015, 17:57 | Сообщение # 1
Виконт
Сообщений: 570
Национальными символами этой удивительной страны являются и известный поэт Роберт Бёрнс, и писатели-романисты Вальтер Скотт и Роберт Стивенсон, и знаменитый автор детективного жанра - Артур Конан Дойль. И еще национальная юбка, которую носят мужчины, так называемая шотландка или Килт, музыкальный инструмент - волынка. А также атмосфера мистики и загадочности, которой Шотландия буквально пропитана.
Дата: Суббота, 25.11.2017, 20:11 | Сообщение # 101
Баронет
Сообщений: 390
Вроде бы совсем недавно отмечали Samhuinn, и вот на носу у нас один из самых важных праздников Шотландии, который состоится 30 ноября -
День Святого Андрея
Ежегодно 30 ноября в Шотландии отмечают праздник Святого Андрея Первозванного, небесного покровителя Шотландии.
"кликабельна"
Кроме Шотландии, святой Андрей является небесным хранителем России и Греции.
В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) сыновья Ионы, были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера (в евангельском контексте более известное как Галилейское море, а на географических картах его можно найти под названием Тивериадское озеро или озеро Кинерет) Повзрослев, братья перебрались в Капернаум (город на северном берегу озера), где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.
"кликабельно"
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.
В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: "Вот Агнец Божий". Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу.
Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за Ним, оставив свои сети.
Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8—9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20—22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).
Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.
До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божьим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.
Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида.
Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся "язычникам" евангельскую проповедь. Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей "с услаждением" переносил все бедствия во имя Христа.
Последние годы жизни апостол Андрей Первозванный жил в греческом городе Патры, здесь он проповедовал Христову веру, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах, по сообщению жития, Андрей Первозванный совершил множество чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых.
Около 67 года правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Крест, на котором распяли Андрея Первозванного, имел не обычный вид, а скошенный, поскольку апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос. В память об этом такой скошенный крест называется сейчас "Андреевский крест", теперь он является одним из почитаемых символов христианства.
"кликабельна"
Правитель Эгеат распорядился не прибивать Андрея Первозванного к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить его мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста.
Однако Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, и воины не смогли развязать верёвки. Житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник. Недалеко от места распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
"кликабельна"
Именно Андреевский крест изображен на национальном флаге Шотландии.
Связи Святого Андрея и Шотландии
Доподлинно не известно почему именно святой Андрей был избран покровителем Шотландии. Существует несколько теорий.
Согласно первой, в середине IV века по приказу императора Константина Великого мощи святого Андрея были перенесены из Патры в Константинополь, столицу Восточной Римской империи. Монаху Рулсу, которому поручили это задание, во сне явился ангел. Ангел сказал ему, что большую часть останков нужно унести далеко на северо-восток.
Во время морского перехода корабль с монахом на борту потерпел крушение, однако монах Рулса вместе с мощами вынесло на восточное побережье Шотландии, у города Файф. Там и было основано поселение под названием Сент-Эндрюс.
"кликабельна"
Вторая теория такова: живший в Шотландии в VII-VIII веках святой Уилфрид, эпископ Эксемский, доставил домой из поездки в Рим часть мощей святого Андрея. Мощи попали во владение короля скотов Ангуса Макфергюса, который и привез их в Сент-Эндрюс, чтобы повысить престиж местного епископства.
Есть и еще одна теория - третья. По старинному преданию, часть племен, населявших нынешнюю территорию Шотландии, пришло на "Британские острова" из причерноморских скифских степей, где в I веке Андрей Первозванный проповедовал учение Иисуса Христа. После чего Святой Андрей отравился на Север и по преданию, установил крест на киевских холмах, дошел до района, где потом был основан Новгород, а далее до озера Ладога. И именно эти плена из скифских степей и "принесли" традицию почитания Святого Андрея.
Те историки, кто поддерживает эту (третью) теорию, пишут, что в первые столетия н.э. культ Святого Андрея ужился в основном у пиктов. Этот постулат подтверждается следующей легендой. Король пиктов Энгус I готовился к битве над армией короля Нортумбрии, во время молитвы на небе король увидел белый крест на фоне синего неба. Пикты одержали убедительную победу, после которой король Энгус объявил святого Андрея покровителем своей страны.
Примечательно что "шотлано-славянская связь" дала о себе знать спустя 17 столетий после смерти апостола. Шотланды сыграли немалую роль в деле учреждения в России ордена и флага Андрея Первозванного, только в России он "вывернут наизнанку" - голубой крест на белом фоне.
Несмотря на библейское прошлое святого Андрея всешотландское признание пришло к нему далеко не сразу, поскольку к моменту роста его культа в разных частях страны население уже поклонялось разным христианским святым. Как уже упоминалось выше, в первые столетия культ Святого Андрея ужился в основном у пиктов, хотя позже его образ использовался королем Константином II для формирования из пиктов и скоттов единой нации.
И только лишь после знаменитой победы Роберта Брюса при Баннокберне в 1314 году Святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии, а сине-белый стяг с диагональным крестом Андрея Первозванного стал флагом страны в 1385 году.
К сожалению, судьба первого Собора Святого Андрея, построенного в Шотландии, печальна.
Собор Святого Андрея (St Andrews Cathedral)
Вид на руины Собора Святого Андрея ("кликабельна")
Город Сент-Эндрюс (St Andrews), ныне являющийся местом паломничества любителей игры в гольф, в средние века магнитом притягивал к себе христиан-пилигримов и был религиозной столицей Шотландии.
Король Шотландии Давид I, живший в первой половине XII века, активно ратовал за то, чтобы город Сент-Эндрюс, в то время епископский центр, стал архиепископством Шотландским, в том числе и для этого началось строительство огромного собора, по размерам он должен был перекрыть соборы в Кентербери и Йорке, которые претендовали на управление шотландской церковью.
Строительство началось в 1158 году и продолжалось около 150 лет, собор был построен в романском стиле. В 1272 и 1279 собор перестраивался и восстанавливался после обрушения западной части от сильного урагана. В конечном итоге собор святого Андрея был освящён 5 июля 1318 года в присутствии шотландского короля Роберта Брюса. Именно в этом соборе и находились часть мощей Андрея Первозванного.
На протяжении всей своей истории собор подвергался различным повреждениям приводившим в том числе и к значительным обрушениям. Кроме обрушений в процессе строительства, в 1378 году собор очень сильно пострадал от пожара, в южном крыле произошло обрушение в результате зимнего шторма.
Перемены, вызванные начавшейся Реформацией в Шотландии, привели к разрушению и запущению собора.
11 июня 1559 года, шотландский религиозный реформатор Джон Нокс, заложивший основы пресвитерианской церкви, в одной из приходских церквей города Сент-Эндрюс прочитал антикатолическую проповедь.
Прямо со службы разгневанные прихожане направились в собор святого Андрея и уничтожили великолепное убранство собора, которое по их мнению противоречило реформатским традициям. Уже 14 июня собор и его мужской монастырь практически перестал функционировать, священники и монахи были насильственно изгнаны из Сент-Эндрюса.
В последующие десятилетия велись споры о восстановлении одного из великолепнейших соборов Шотландии, но к концу XVII века собор уже был полностью разрушен, а стройматериалы шли на постройку других строений в городе Сент-Эндрюс. До 1826 года никаких действий по сохранению остатков собора не предпринималось.
Следует отметить, что не все культовые сооружения в период Реформации в Шотландии постигла такая же участь как Собор Святого Андрея, например собор Святого Джайлса был перестроен в соответствии с пресвитерианской молитвенной традицией и дошёл до нас, после реставрации XIX века, в практически неизменном виде.
Участь же Собора Святого Андрея и других церквей города Сент-Эндрюс можно объяснить ораторским талантом Джона Нокса, который спровоцировал нападения на католиков. Также нападавшие уничтожили и мощи Святого Андрея, которые находились в соборе, лишь спустя 320 лет другие останки святого вновь попадают в Шотландию - из Италии. Мощи святого Андрея - или по крайней мере их часть - можно наблюдать в Шотландии и поныне: в Сент-Эндрюсе и Эдинбурге.
Современные традиции празднования дня Святого Андрея в Шотландии
В честь дня небесного защитника Шотландии в стране "единорога и вереска" ежегодно устраивают всенародные торжества с ярким национальным колоритом.
Официальное государственное признание торжество получило в 2006 году, когда шотландский парламент утвердил День Святого Андрея (St Andrew’s Day) в качестве "банковского выходного". То есть именно с 2006 года в этот праздничный день обычно мало кто работает, школы "уходят" на каникулы на целую неделю, музеи и замки Шотландии бесплатно открыты для всех желающих, а старейшее учебное заведение Шотландии - Сент-Эндрюсский университет традиционно отмечает праздник своего святого патрона, предоставляя студентам дополнительный день отдыха.
Это единственный праздник в году, когда общебританский "Юнион Джек" над правительственными учреждениями заменяется на шотландский флаг с изображением Андреевского креста или Saltire.
Основные торжества по поводу Дня Святого Андрея в Шотландии проходят в столичном Эдинбурге. Утро 30 ноября начинается с торжественного подъёма государственных флагов на огромном висячем автомобильном мосту Forth Road Bridge.
После официальных поздравлений город становится ареной массовых народных гуляний, лейтмотивом которых становится прославление традиционной шотландской культуры через музыку, танцевальные представления и гастрономические мероприятия.
Самое масштабное празднование Дня Святого Андрея можно наблюдать в старинном городе Сент-Эндрюс на восточном побережье Шотландии, где и теперь хранятся мощи апостола. Отмечание праздника здесь растягивается на целую неделю и включает в себя такие интересные события, как уличный парад с участием городского оркестра волынщиков, торжественный обед St Andrew’s Day Dinner, кулинарный фестиваль Savour St Andrews, танцевальные вечеринки-кейли, концерты, выставки и бесплатные туристические экскурсии по городу.
"кликабельна"
По всей Шотландии люди одеваются в традиционные наряды, готовят знаменитое на весь мир блюдо хаггис. На улицах повсюду можно встретить людей с изображением национального флага на лице,
"Кликабельна"
все собираются вместе, танцуют, поют, а завершается празднование торжественным парадом под звуки традиционной волынки.
"кликабельна"
А в ночь перед Днем Святого Андрея по традиции девушки просят его o суженом. Бросают туфлю к двери и загадывают желание: если нос туфли указывает на выход, значит, в течение года девушка выйдет замуж и уйдет от родителей. А если хотят узнать имя будущего мужа, берут яблоко, аккуратно срезают кожуру так, чтобы она не порвалась, и бросают ее через плечо. Если кожура образовывает какую-то букву алфавита, то с этой буквы будет начинаться имя жениха.
Информационные источники:
1. "Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного", сост. Протоиерей Сергий Петровский, СПб, изд. "Царское дело", 2004 2. С.Е. Федоров, А.А. Паламарчук "Средневековая Шотландия", СПб, изд. Дмитрия Буланин, 2014 3. news.bbc.co.uk
Дата: Суббота, 25.11.2017, 21:16 | Сообщение # 103
Королевна
Сообщений: 5443
Цитатаelap23 ()
праздник Святого Андрея Первозванного
ух ты! Я и не знала, что шотландцы знают про него. elap23, спасибо. было очень интересно, тем более, что мой дед тоже Андрей Надо мной, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа
В 17 веке в Шотландии жил человек, обладающий незаурядным даром предсказывать будущее. Причем он никогда не ошибался и всегда давал точные прогнозы как относительно будущего обычных людей, так и целых государств.
Ясновидящий Брахан Сир был слепой на один глаз. Рабочим «инструментом» ему служил плоский камешек с дырочкой посредине. Приложив его к своему слепому глазу, Брахан «видел» происходящие в тот момент события на любом расстоянии от него, а также грядущее. Пророчества его сбывались одно за другим, и слава Брахана росла.
Брахан Сир работал резчиком торфа в имении лорда Сифорта. Однажды лорд отправился по делам в Париж и долго не возвращался. Леди Сифорт вызвала провидца и в присутствии слуг потребовала дать ответ, все ли в порядке у ее мужа.
Сир поднес к слепому глазу свой загадочный камень и рассмеялся: «Не беспокойтесь за вашего супруга. Он весел и счастлив». Леди настояла, чтобы ясновидец рассказал ей все, и тот неохотно поведал, что увидел лорда стоящим на коленях перед прекрасной дамой. Леди вспыхнула и тут же приказала казнить Брахана за клевету.
И тогда пророк сказал: - Я всматриваюсь в далекое будущее и вижу, что род Сифортов закончит свои дни в страданиях. Я вижу последнего лорда, глухонемого. Он будет отцом четырех славных сыновей и вслед за ними отправится в могилу. После оплакивания последнего сына он сам отойдет в мир иной, а его имущество унаследует девушка в белой шляпе, которая придет с Востока. Эта девушка убьет свою сестру. Я назову имена четырех крупных помещиков, которые будут жить в этих местах в последние дни глухонемого Сифорта. Вот они: Гейрлох, Чишолм, Грант и Раасей. У одного из них будут торчащие зубы, у другого заячья губа, третий будет полоумным, а четвертый - заикой.
Пророка связали и доставили в Чанонри-Пойнт. Там его окунули в кипящую смолу, налитую в бочонок с длинными острыми шипами внутри.
Подтверждение предсказания
Если есть рай, и Брахан Сир попал туда, то он мог наблюдать оттуда, как сбылось его пророчество. Последний лорд Сифорт действительно был глухонемым и умер в 1815 году, пережив своих сыновей. Четверо помещиков, его современников, имели недостатки, о которых говорил пророк.
«Девушка в белой шляпе с Востока» - старшая дочь лорда, унаследовала его имущество, возвратившись из Индии. В 1823 году она непреднамеренно убила свою младшую сестру Каролину. Лошади, которыми она правила, понесли. Повозка опрокинулась, и Каролина разбилась.
За 80 лет до сражения шотландцев с англичанами при Каллоден-Море Брахан Сир проходил по будущему полю битвы около Инвернесса и, заметив старую мельницу, сказал: - Придет время, когда на протяжении трех дней твое колесо будет вращать вода, окрашенная человеческой кровью: ибо на берегах твоей реки будет сражение, где прольется много крови.
Леди Сифорт не поверила словам пророка Брахан Сира, а в 1746 году более 6000 восставших горцев Шотландии всего за один час сражения были убиты на этом месте английскими солдатами.
Некоторые предсказания Брахана Сира были настолько поразительны, что вызывали насмешки окружающих. Один предприниматель из Инвернесса, желая узнать будущее, пригласил Сира, а затем выгнал его, когда тот заявил:
- Скоро придет время, когда корабли будут бороздить просторы на западе и востоке от холма Томнахуриха.
Спустя 150 лет, в 1822 году, был построен Каледонский канал, и слова предсказателя сбылись. Корабли стали ходить вокруг гребня холма Томнахуриха.
Брахан Сир предвидел железные дороги и другие чудеса индустриальной революции. Он говорил: - Вереницы безлошадных повозок будут ездить между Дингуолом и Инвернессом. Огонь и вода ручьями потекут по всем улицам и переулкам Инвернесса.
Видимо, речь шла о газе и водопроводе.
Жители Инвернесса были убеждены, что Брахан Сир предсказал и Вторую мировую войну. Он говорил, что страшная беда поразит мир, когда реку Несс можно будет перейти в пяти местах, не замочив ног. В конце августа 1939 года вместо пришедшего в негодность старого моста был построен новый с пятью пролетами, а 1 сентября немецкие войска напали на Польшу.
Многие события далекого будущего, предсказанные Браханом, действительно произошли. Некоторым его предсказаниям, вероятно, еще суждено сбыться. А на месте казни Брахана Сира в Чанонри-Пойнт в его честь в 1969 году благодарные потомки установили мемориальный камень.
Дата: Воскресенье, 07.01.2018, 16:18 | Сообщение # 105
Герцог
Сообщений: 2504
Смотрела сегодня фильм "Камень судьбы", а потом полезла в интернет посмотреть, насколько реальна эта история, и оказалось - очень даже реальна! Расскажу вам об этом камне.
Это прямоугольный блок песчаника весом 152 кг – едва ли не самая священная реликвия Шотландии и Великобритании. В мире он известен под названием Скунский камень. Хотя у него много и других имен – Камень судьбы, Королевский камень, Подушка Якова, Коронационный камень. Последнее название неслучайно: в течение многих столетий на Скунском камне короновались шотландские и английские монархи.
в 847 году первый король Шотландии Кеннет I, сумевший под натиском викингов объединить племена пиктов в единую армию, принес на этом камне присягу верности как племенам пиктов, так и своему королевству. Возможно, этот камень Кеннет взял из древнего святилища друидов, на котором кельтские волхвы совершали свои магические обряды. После коронации Кеннет привез Королевский камень в город Scone и поместил его в монастырскую церковь. Но в 1296 году английский король Эдуард I захватил Камень Скуны и перевез его в качестве трофея в Лондон. Камень Скуны был положен под сиденье Коронационного кресла королей Британии.
Впрочем, еще в 1328 году между Англией и Шотландией было заключен Нортгемптонский договор — мирное соглашение, согласно одному из пунктов которого Камень Скуны должен был быть возвращен Шотландии. Однако ему было суждено оставаться в Англии еще шесть столетий. Причина - в предсказании одного из британских монахов: "Где этот Камень лежит, там и король скоттов".
Вновь Камень Скуны напомнил о себе в середине прошлого века. Рождественским утром 1950 года четверо шотландских студентов из университета Глазго - Ян Гамильтон, Гэвин Вернон, Кей Мэтисон и Алан Стюарт - незаметно проникли в Вестминстерское аббатство и похитили Королевский Камень. По пути они нечаянно уронили его, и блок разбился на 2 части. В Глазго студенты нашли каменщика Роберта Грея, который склеил обломки, и спрятали камень в сломанном тракторе. Собственно, об этом и снят фильм, о котором я сказала вначале!)) Это - кадр из фильма:
Похищение камня вызвало огромный общественный резонанс в Шотландии, тем более, что попытки похищения камня шотландскими националистами бывали и ранее, но все они ранее были безуспешными.
Весной 1951 года студенты, не желая превращать символическое похищение в банальную кражу, принесли камень в развалины аббатства Арброт, знаменитое тем, что именно здесь в начале XIV века была принята «Арбротская декларация» о независимости Шотландии и анонимно сообщили полиции о его местонахождении. Власти возвратили камень в Вестминстерское аббатство и он был вновь помещен в основание Коронационного трона.
До сих пор в Британии ходят слухи, что студенты вернули правительству Британии не настоящий, но поддельный Камень Скуны. Эксперты так и не смогли дать однозначного ответа на вопрос, настоящий это Камень или нет? В 1953 году на Коронационном троне с Камнем Скуны внутри была коронована королева Елизавета II.
В 1996 году правительство Великобритании, дабы прекратить все спекуляции насчет того, что якобы под королевским троном в Вестминстерском аббатстве лежит уже не настоящий Королевский камень, приняло решение передать камень Шотландии. Однако, в указе было оговорено, что англичане будут заимствовать его на время коронаций. Шотландцы согласились, ехидно подметив, что следующей коронации может уже и не быть. 30 ноября того же года, в день Святого Андрея, Скунский камень вернулся в Шотландию и был помещен рядом с шотландскими королевскими регалиями в Эдинбургском замке.
В этот памятный для всей Шотландии день около 10 тысяч людей выстроились вдоль улицы Королевская Миля для того, чтобы увидеть собственными глазами процессию сопровождающих Скунский камень священнослужителей и солдат.
"Держись прямо и постарайся не толстеть" :)
Сообщение отредактировалаTalia - Воскресенье, 07.01.2018, 16:30
Дата: Вторник, 03.07.2018, 16:23 | Сообщение # 106
Лэрд
Сообщений: 104
Апрыщенко В.Ю. "Клановая система горной Шотландии: традиции и модернизация "
Относительно происхождения клановых имен следует сказать, что очень часто кланы присваивали себе происхождение от мифических или легендарных героев, удревняя свою природу, а главное, повышая тем самым свой статус. Часть кланов вели свое происхождение еще от кельтских богов. Так, имя Маккензи восходит, например, к гэльскому «Маккониш», что означает «Сын Света» - обозначение языческого бога Карнанноса, который часто представлялся с оленьей головой и оленьими рогами. Это объясняет и то, что на щите вождя, как правило, изображалась оленья голова. Выявить истинные корни большинства кланов очень сложно, поскольку достоверные сведения о них появляются лишь в конце ХII-ХIII вв.
Сообщение отредактировалаtatianayasina - Среда, 04.07.2018, 01:03
Одним из наиболее распространенных и часто упоминаемых в различных исторических памятниках преступлений в Хайленде в XVI и особенно в XVII вв. стал угон скота, сопровождаемый разорением домовладений и поместий, а, зачастую, и их сожжением. Как правило, подобные экспедиции совершались в составе отрядов из 40-60 воинов, ведомых представителями клановой элиты: очень редко самим вождем, а гораздо чаще - одним из его сыновей. Тот факт, что численность этих отрядов увеличилась в результате начала английской революции, свидетельствует, очевидно, и о политической подоплеке подобных экспедиций. Примечательно, что чаще всего во главе такой шайки стоял младший сын вождя, лишенный права наследовать титул и имущество своего отца, а в ее состав входили, главным образом, воины из состава broken-men - своеобразных социальных маргиналов, по разным причинам лишившихся своих собственных кланов и рекрутированных в состав чужого социального организма.
Выступая в качестве грабителей, члены таких отрядов специализировались на вымогательстве у жителей равнинной части Шотландии так называемый «black mail» - своего рода страховки, служившей залогом того, что на их домовладения не будет совершено нападения. С другой стороны, будучи прекрасными воинами, они очень часто нанимались теми же земледельцами с равнины, которые делали хайлендеров орудием в собственной вражде друг с другом. Однако подобные экспедиции в целях угона скота или связанных с ним вымогательством были самым примитивным и, как представляется, самым безобидным видом военной деятельности.
Еще одной разновидностью военных предприятий стали набеги на территории соседних кланов, преследующие цели территориальной экспансии и совершавшиеся отрядами «sluagh», численностью сто, реже, до трехсот человек. Исключение составляли единичные примеры, когда в такого рода набеге принимали участие все члены клана, в этом случае численность отряда могла достигать полутора тысяч человек15. В составе подобных банд, помимо опытных воинов, находилась молодежь - сыновья представителей клановой элиты со своими товарищами, для которых «creach» - военно-грабительская экспедиция с целью угона скота и захвата части земельной территории соседнего клана являлась ритуальным инициационным действием, подводящим черту под предшествующим периодом подготовки перехода в разряд воинов клана, который включал в себя, помимо атлетических тренировок, также приобретение навыков в военном и морском деле. В случае успешного завершения подобных упражнений молодой воин переходил в категорию так называемых «luchd-taighe», иначе говоря, домовладельцев, являющихся еще, как правило, и членами постоянно действующих военных отрядов.
Сопровождаемые различными символическими обрядовыми действиями предприятия подобного рода не рассматривались хайлендерами как собственно грабительские, а, в первую очередь, являлись ритуально-инициационными действиями, должными обозначить переход молодого воина в ряды полноправных членов клана. В особенной степени распространение таких экспедиций относится к территории Лохабера - наиболее воинственной части Хайленда, где жестокие междоусобицы стали повседневностью и где каждый клочок холмистой местности, поросший бурой растительностью, был обагрен кровью двух непримиримых противников - Камеронов и Макинтошей. В этой мрачной части Горной Шотландии, расположенной на западном побережье, грабежом считался лишь угон скота у соседей с равнинной территории, все остальные стычки проходили под знаком возвращения якобы попранных противником прав на землю.
Однако наиболее разрушительными и с точки зрения короны беззаконными предприятиями являлись так называемые «spreidh», будучи самовольными военными экспедициями, инициатива которых чаще всего исходила не от представителей клановой элиты, а от младших членов дружины вождя, состояли в среднем из нескольких человек, как правило, не более десяти. В наибольшей степени «spreidh» были характерны для того же Лохабера, являвшегося в целом сосредоточением всего того, с чем принято ассоциировать Хайленд периода раннего Нового времени - военно-грабительских набегов, угона скота, жестокой межклановой вражды.
Уже в XVI в. шотландское правительство пыталось поставить под контроль ситуацию и, защищая земледельцев Лоуленда, делало попытки наказывать нарушителей порядка в Хайленде. Полностью отдавая себе отчет в том, что никакие карательные меры не способны утихомирить горцев, а силовые меры воздействия могут привести лишь к эскалации напряженности и ответным акциям протеста со стороны хайлендеров, шотландская корона предпринимала попытки финансовыми рычагами регулировать ситуацию на Севере, для чего существовала целая система штрафов и вознаграждений. Так, вождь или, чаще, клановая элита, на территории которой проживали грабители либо было найдено украденное, обязаны были выплатить так называемый «taskal» - по крайней мере, половину стоимости похищенных продуктов или скота. Кроме того, выплачивалось щедрое вознаграждение за информацию, способствовавшую отысканию украденного, что также повышало доходы младших представителей клановой элиты, предоставлявшей зачастую ложную информацию о нахождении скота, который в это время пребывал в их собственных загонах.
Дата: Четверг, 09.04.2020, 10:17 | Сообщение # 110
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40207
9 апреля - National Unicorn Day - Национальный День Единорога
Happy National Unicorn Day!
9 апреля отмечается Национальный День Единорога (National Unicorn Day) - самого популярного мифологического животного, выглядящего как лошадь с рогом на лбу. Хотя праздник отмечается во всем мире, особое значение он имеет в Шотландии, где единорог является национальным символом.
Единороги, возможно, не реальны, но их история насчитывает тысячелетия, и они всегда были частью культуры - многих легенд, сказок и мифов. Они появлялись бесчисленное количество раз в литературе, искусстве, кино. Единороги стали символами чар и чистоты. Их любят как дети, так и взрослые. Из-за их популярности и повсеместного распространения в нашей жизни они заслужили своего особенного дня.
Единорог был символом чистоты, невинности, мужественности и силы в кельтской мифологии. Сам день уходит своими корнями в Шотландию, где единорог является национальным животным. Неизвестно, как единороги стали ассоциироваться с Шотландией, но одна теория гласит, что это произошло после того, как там были замечены нарвалы, далеко от их обычного дома в Арктике. Во времена правления Вильгельма I в двенадцатом веке единорогов стали изображать на шотландском королевском гербе.
На нем изображены два единорога с цепями на шеях. Поскольку единороги считались такими могущественными животными, цепи могут символизировать, что шотландские короли были настолько сильны, что даже могли приручить единорогов. В пятнадцатом веке, во времена правления короля Якова III, в ходу были две монеты - известные как единорог и полу-единорог - на них были изображены единороги. Британский герб имеет льва и единорога. Он символизирует соединение шотландского единорога и английского льва в 1707 году.
Легенды гласят о силе рога единорога. С помощью рога можно было очистить отравленные воды, например целой реки, чтобы из нее все могли безопасно пить воду. Тот, кто выпьет из рога единорога, был защищен от множества болезней. Само животное было очень быстро и свирепо, и усмирить его под силу было лишь девственнице. Рог единорога стоил очень дорого, и его цена превышала стоимость золота. Хотя на самом деле вместо него продавался рог нарвала. «Порошкообразные рожки единорога» продавались в некоторых лондонских аптеках до середины XVIII века.
Единорог красуется и на знаке виски от Сэма Хьюэна Sassenach компании Sassenachspirits.
День единорога решили отмечать, чтобы почтить этих величественных существ, а так же для того, чтобы помочь взрослым вспомнить, насколько интереснее становится наша жизнь, если впустить в нее немножечко волшебства.
16 апреля 1746 – траурный день для Шотландии, когда шотландцы на пустоши Каллоден героически сражались, пытаясь отстоять законные права старшей ветви династии Стюартов. Многие из них были расстреляны из пушек и мушкетов, даже не успев вступить в битву. Да упокоятся с миром все, кто погиб в тот день на пустоши Каллоден, а также те, кто был убит вскоре после битвы! Ибо если битва завершилась в течение часа, то террор и убийства продолжались в Шотландии еще несколько лет. Поражение в этой битве привело к неисчислимым бедствиям для Шотландии.
Эндрю Ланг «Каллоден»:
И был ветер, и был дождь, и был огонь на их лицах, Когда кланы бросались на штыки и умирали под пушечным огнем, И было честью смотреть на опустошенные земли Где они спали, пока падал снег, и светило солнце.
Где теснятся вместе могилы клана Хаттан, Где МакГилливрей умер у Родника Мертвых, Мы поклонились пустоши и сорвали чахлый вереск Что цветет там, где улетучились надежды Стюартов.
И шепот пробуждает эту дикую местность, тоскуя, Подобно голосу героев, которые тщетно сражались тут, «Не только ради Чарльза обагрился клеймор (шотландский меч) кровью, Но и затем, чтобы вернуть старый уклад жизни, который уже не вернется».
_____________ Я Ольга, на ты Я помню каждый миг, каждую секунду..
Дата: Воскресенье, 31.05.2020, 20:44 | Сообщение # 115
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40207
Очаровательный обычай рассказывать пчелам.
Как мы знаем, следующая, 9 книга Дианы Гэблдон называется "Иди скажи пчелам, что я ухожу" (перевод примерный, в оригинале - Go Tell the Bees That I Am Gone). И многие думают - причем тут пчелы, и зачем им говорить об уходе. И вот вам интересная статья об этом удивительном обычае.
Kaushik Patowary
Было время, когда почти каждая сельская британская семья, державшая пчел, придерживалась странной традиции. Всякий раз, когда в семье случалась смерть, кто-то должен был идти к ульям и рассказывать пчелам о страшной утрате, постигшей семью. Если этого не сделать, то это приводило к дальнейшим потерям - пчелы могли покинуть улей, или не давать достаточно меда, или даже погибнуть.
Традиционно пчелы были в курсе не только смертей, но и всех важных семейных событий, включая рождение детей, браки и долгое отсутствие из-за путешествий. Если пчелам не сообщали об этом, считалось, что произойдут всевозможные несчастья. Этот своеобразный обычай известен под названием "рассказывать пчелам".
Charles Napier Hemy (1841–1917), Вдова и ее сын рассказывают пчелам о смерти в семье.
У людей всегда была особая связь с пчелами. В Средневековой Европе пчелы высоко ценились за их мед и воск. Мед использовался в пищу, для приготовления медовухи - возможно, самого старого в мире ферментированного напитка — и в качестве лекарства для лечения ожогов, кашля, несварения желудка и других недугов. Свечи из пчелиного воска горели ярче, дольше и чище, чем другие восковые свечи. Пчелы часто содержались при монастырях и в усадьбах, где за ними ухаживали с величайшим уважением и считали частью семьи или общины. Считалось невежливым, например, ссориться в присутствии пчел.
Практика рассказывать пчелам, возможно, берет свое начало в кельтской мифологии, которая утверждала, что пчелы были связующим звеном между нашим миром и миром духов. Поэтому, если у вас есть какое-либо сообщение, которое вы хотели бы передать тому, кто уже умер, то все, что вам нужно было сделать - это сказать пчелам, и они передадут это сообщение. Обычай говорить с пчелами был широко распространен по всей Англии, а также во многих местах Европы. В конце концов эта традиция пересекла Атлантику и проникла в Северную Америку.
Hans Thoma (1839–1924), Пчелиный друг
Обычно, чтобы сообщить что-то пчелам, глава семьи или хозяйка дома идет к ульям и осторожно стучит, чтобы привлечь внимание пчел, а затем тихонько бормочет в заунывной манере скорбную весть. Короткие рифмы формировались на протяжении веков и были присущими для конкретного региона. В Ноттингемшире (Англия) было слышно, как жена покойного тихо поет перед ульем: - Хозяин умер, но вы не уходите, ваша хозяйка будет вам хорошей хозяйкой. В Германии был услышан похожий куплет: - Маленькая пчелка, наш господин умер, не оставляй меня в моей беде.
Albert Fitch Bellows, 1882, Рассказ пчелам
В случае смерти пчеловод обматывал верхушку улья куском черной ткани или крепа. Если же в семье была свадьба, то ульи украшали и оставляли снаружи кусочки пирога, чтобы пчелы тоже могли принять участие в празднике. Новобрачные представлялись домашним пчелам, иначе их супружеская жизнь была бы обречена на несчастье.
Но отношения между пчелами и людьми выходят за рамки суеверий. Это факт, что пчелы помогают людям выживать. 70 из 100 лучших видов сельскохозяйственных культур, которые питают 90% человеческой популяции, зависят от пчел из-за опыления. Без них эти растения прекратили бы свое существование, а вместе с ними и все животные, которые питаются этими растениями. Это может иметь каскадный эффект, который может привести к катастрофическим колебаниям в пищевой цепи.
Потеря улья намного хуже, чем потеря запаса меда. Последствия этого опасны для жизни. Обычай рассказывать пчелам подчеркивает эту глубокую связь, которую люди разделяют с насекомыми.
Дата: Пятница, 30.10.2020, 21:55 | Сообщение # 117
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40207
Самайн
Когда октябрь сменяется ноябрем, тысячи ведьм, виккан, друидов и других язычников по всей Америке, Канаде, Европе и в других местах соблюдают священное время Самайн. Самайн - языческий религиозный праздник, восходящий к древней кельтской духовной традиции. В наше время Самайн (гэльское слово, произносимое как Самхейн) обычно празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это празднование конца лета, получения урожая и начала самой холодной и темной половины года.
Самайн знаменовал собой конец кельтского года и начало нового года, и поэтому его можно рассматривать как аналог новогодней ночи. Кельты верили, что ночь предшествует дню, и поэтому празднества проходили в канун Самайна. Древние кельты отмечали Самайн как наиболее значительный из четырех праздников огня, проходящий посередине между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием.
После завершения уборки урожая участники праздника присоединялись к жрецам-друидам, чтобы зажечь общинный огонь, используя колесо, которое считалось изображением солнца и использовалось вместе с молитвами. В жертву приносили скот, а после участники разносили огонь из общего костра в свои дома, чтобы зажечь домашний очаг. Ранние тексты представляют Самайн как обязательное празднование, продолжающееся три дня и три ночи, когда община должна была явиться местным королям или вождям. Считалось, что отказ от участия в нем приводил к наказанию от богов, обычно к болезни или смерти.
Возникнув в древней Европе как фестиваль кельтского огня, Самайн теперь отмечается во всем мире. Во многих местах Самайн совпадает с окончанием вегетационного периода. Растительность отмирает с убивающими всё живое морозами, и поэтому смерть буквально витает в воздухе. Это способствует древнему представлению о том, что в Самайн возникает тонкая завеса между миром живых и царством мертвых, что облегчает контакт и общение. Для тех, кто потерял близких в прошлом году, ритуалы Самайна дают возможностью положить конец скорбям и еще больше приспособиться к их пребыванию в Потустороннем мире, духовно общаясь с ними. Это было время, когда духи мертвых могли легко снова смешаться с живыми. Предков семьи чествовали и приглашали домой, пока зловредные духи отгонялись. Люди надевали костюмы и маски, чтобы маскироваться под злых духов и таким образом избегать вреда от них. Позже, когда этот праздник был принят христианами, они стали праздновать его как Канун Всех Святых, за которым следовал День всех святых (1 ноября), хотя в нем все еще сохранялись элементы памяти и почитания умерших.
Хэллоуин, сокращенно от All Hallow's Eve (Канун Всех Святых), тоже празднуется 31 октября. Несмотря на то, что он происходит в одно и то же время года и имеет корни в праздновании конца сбора урожая в древнем прошлом, Хэллоуин и Самайн - это не одно и то же, а два отдельных праздника, которые значительно различаются по направленности и практике. В современной Америке и в других странах Хэллоуин - светский народный праздник. Как и его двоюродный брат, День Благодарения, он широко и публично отмечается в домах, школах и общинах, больших и малых, людьми разного происхождения, этнического происхождения и мировоззрения. Кроме того, Хэллоуин превратился как в семейный детский праздник, так и в повод для всех возрастов, чтобы творчески выразить себя и поиграть в мир вымыслов и фантазий с помощью костюмов, шуток или угощений.
Напротив, Самайн и связанные с ним христианские аналоги праздников по-прежнему религиозны по своей направленности и духовно соблюдаются приверженцами. Хотя обряды могут включать в себя веселье, но почитание мертвых, которое занимает центральное место в Самайне, является серьезной религиозной практикой, а не беззаботной вымышленной реконструкцией. Сегодняшние языческие обряды Самайна хоть и мрачны, но доброжелательны и, хотя и сосредоточены на смерти, не предполагают жертвоприношений людей или животных. Большинство ритуалов Самайна проводятся в частном порядке, а не публично.
Как сейчас можно отметить Самайн у себя дома?
Прогулка на природе. Совершите небольшую прогулку возле своего дома. Созерцайте цвета, звуки, ароматы этого времени года. Почувствуйте себя частью круга жизни. Соберите листья, веточки, чтобы потом украсить ими свой дом.
Осенняя композиция. Украсьте свой дом символами Самайна оранжевого и черного цветов. Создайте композиции из тыкв, кукурузы, яблок.
Алтарь предков. Разместите в одном месте фотографии или памятные вещи умерших родственников, друзей или своих питомцев. Зажгите свечу, называя их по именам и поблагодарите за то, что они являлись частью вашей жизни.
Приготовьте ужин Самайн. Поставьте в зону алтаря чашку и добавьте туда потребляемого на ужин напитка, а на тарелку - небольшое количество каждого подаваемого блюда. Пригласите своих предков и других умерших близких отужинать с вами. Ужинайте в тишине.
Очищающий порядок. Выберите область своего дома и заострите на ней внимание. Изучите ее. Реорганизуйте. Выбросьте то, что больше не нужно. Наведите порядок. Отпразднуйте обновление и преобразование.
Магический костер. Разведите костер на улице или в камине, или в небольшом котле. Запишите свою закоренелую привычку, от которой хотите избавиться. Бросьте бумажку в пламя Самайна, представляя себе освобождение от привычки. Двигаясь вокруг костра по часовой стрелке, представьте, что вы выбираете новый, более здоровый образ жизни.
Самайн - это не только время для размышлений о смертности, но и о прекращении отношений, о новой работе и других значительных изменениях в своей жизни. Время подвести итоги прошлого и смириться с ним, чтобы двигаться дальше и смотреть в будущее.
Дата: Вторник, 13.09.2022, 22:54 | Сообщение # 119
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40207
Королевский пчеловод сообщил пчелам о смерти королевы.
Королевский пчеловод, Джон Чаппл, 79 лет (справа) — согласно тайной традиции, которая, как считается, уходит корнями вглубь веков — сообщил ульям, хранящимся на территории Букингемского дворца и Кларенс-хауса, о смерти королевы Елизаветы II.
Он надел на ульи, где живут десятки тысяч пчел, черные ленты, завязанные в виде бантиков, прежде чем сообщить им, что их хозяйка умерла и что отныне у руля будет новый хозяин, король Карл III.
Затем он призвал пчел хорошо относиться к своему новому хозяину.
Странный ритуал основан на старом суеверии, согласно которому, если не сообщить им о смене владельца, пчелы перестанут производить мед, покинут улей или даже погибнут.
Выступая из садов Букингемского дворца, г-н Чаппл сказал: «Сейчас я нахожусь при ульях, и по традиции, когда кто-то умирает, вы идете к ульям, произносите небольшую молитву и надеваете на улей черную ленту.
Человек, который умер, является хозяином или хозяйкой ульев, кем-то важным в семье, который умирает, и вы не становитесь более важным, чем Королева, не так ли?
Ты стучишь в каждый улей и говоришь: «Хозяйка умерла, а ты не уходи». Твой новый владелец будет добрым хозяином для тебя. Так что относитесь к нему хорошо».
Он сказал: «В Кларенс-Хаусе два улья, а в Букингемском дворце — пять. В это время года в каждом улье по 20 000 особей, может, чуть больше, но я не очень хорошо их считаю. Летом больше миллиона».
Г-н Чаппл рассказал, что он был официальным дворцовым пчеловодом в течение 15 лет, несмотря на то, что не знал, что пришел на собеседование по поводу работы.
Он сказал: «Я получил электронное письмо от главного садовника Букингемского дворца с просьбой прийти сюда и поговорить о пчелах. Я думал, что у них проблемы с пчелами, но оказалось, что они хотят держать пчел, поэтому отныне я присматриваю за пчелами здесь».
Он добавил: «Я на пенсии. Мне 79. Это мое хобби, пчеловодство, и сейчас я присматриваю за несколькими ульями для важных людей. Номер один — Королева, или, вернее, была Королевой.
Я был пчеловодом королевы, и, надеюсь, теперь я получу работу пчеловода короля».
Рассказывать пчелам - традиционный обычай многих европейских стран, в котором пчелам сообщают о важных событиях в жизни их владельцев, таких как рождение, бракосочетание или уход и возвращение в дом.
Если обычай был пропущен или забыт и пчелы не были «обречены на траур», то считалось, что будет выплачен штраф, например, пчелы покинут свой улей, прекратят производство меда или умрут.
Этот обычай наиболее известен в Англии, но также был зарегистрирован в Ирландии, Уэльсе, Германии, Нидерландах, Франции, Швейцарии, Богемии и Соединенных Штатах.
Darcy, спасибо!Очень интересно!Необычная традиция. Диана тоже постоянно упоминает пчёл,в своих книгах. Конечно пчелы играют огромную роль в жизни человечества в целом,без пчёл все живое погибнет. Во всяком случае так утверждают ученые.
Дата: Понедельник, 31.10.2022, 13:03 | Сообщение # 121
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40207
Самайн
В ночь с 31 октября на 1 ноября весь мир празднует канун Дня всех святых (Самайн). История этого праздника насчитывает несколько тысячелетий. В сериале "Чужестранка" именно в этот день Клэр отправилась в прошлое, коснувшись стоячего камня.
Самайн - один из четырех главных календарных праздников кельтов, знаменует собой начало зимней, темной половины года. У многих кельтских народов 1 ноября - начало нового года. Если верить древним легендам, древние кельты в ночь с 31 октября на 1 ноября собирались у костра и приносили жертвы злым духам, чтобы задобрить их. Кельтский народ верил, что в эту ночь духи умерших приходят из потустороннего мира и бродят по улицам города. Поэтому люди оставляли у домов сладости, чтобы не стать жертвой призраков.
Кроме злых духов, в ночь с 31 октября на 1 ноября приходили души умерших родственников и друзей. Живые должны были воздать им почести и выказать уважение: люди вспоминали родных и близких, мирились со своими врагами. Древние кельты чувствовали присутствие духов, слышали их голоса, однако не боялись, ведь знали, что умершие пришли с миром.
Главная традиция Самайна – общение с умершими родственниками. В этот день принято оставлять угощение для духов, пересматривать общие фото, просить прощения в случае необходимости, за семейным ужином поставить возле стола лишний стул. Умерших следует вспоминать за ужином, но только с позитивным оттенком.
В британской английской средневековой традиции День Всех Святых был известен как All Hallows, ему предшествовала ночь, которую называли All Hallows` Eve (канун Дня Всех Святых), впоследствии она стала произноситься как Halloween (Хэллоуин).
Веселые традиции современного праздника хорошо знакомы, однако немногие знают, что основаны они на реальных языческих верованиях и имеют свою объяснимую символику:
Прообразом современной резной тыквы были резные фонарики, основной целью которых в Самайн было осветить дорогу мертвым. Кстати, в Шотландии наиболее часто используемым для этих целей овощем была не тыква, а репа (из-за широкого распространения).
Традиция выпрашивать угощения на праздник также появилась достаточно давно — еще в XVI веке ей охотно следовали и дети, и взрослые, предлагая взамен на подарки развлечения и представления.
В Соединенные Штаты этот праздник был принесен переселенцами с британских островов и получил среди американского населения большой отклик, став более ярким, веселым детским праздником и растеряв свои мистические аспекты.
Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Entertainment Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы,
размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях.
Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок.
Запрещено копирование элементов дизайна!