Дата: Воскресенье, 14.10.2018, 23:16 | Сообщение # 1
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40181
Кино стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В киноклубе мы будем делиться фильмами, которые нам понравились или которые мы еще не смотрели (выбор по желанию), затем собираться вместе с участниками нашего клуба (один раз в неделю) и пытаться объективно оценивать этот вид искусства.
Искусство - это метод выражения чувств, эмоций, страхов, кризисов человека (сублимация), поэтому при обсуждении важно оценить этот аспект фильма. Так же кино состоит из работы режиссёра, сценариста, звукооператора, актёров. Поэтому хотелось бы обсудить и эти аспекты просмотренного фильма.
1. Участник клуба предлагает фильм для просмотра. 2. Продолжительность фильма должна быть не менее 60 минут. Фильм должен быть самодостаточным и не требовать просмотра предыдущих частей, если таковые имеются. 3. Фильмы для просмотра стоит предлагать наименее популярные и наименее ТОПовые. 4. Участник смотрит и оценивает все фильмы из списка (без пропусков), выкладывая небольшой отзыв по просмотренному фильму в указанный день обсуждения (или в течение недели после этой даты). Начиная со второго круга - только фильмы из второго круга. 5. Если участник, по каким-либо причинам, пропускает обсуждение фильма, то присылает свою рецензию с оценкой для размещения в клубе участникам: frau_99 или Darcy (ДО или ПОСЛЕ просмотра/обсуждения). 6. Любой форумчанин, пожелавший вступить в клуб, должен предложить свой фильм, просмотреть все фильмы второго круга, которые уже были обсуждены в клубе на момент его вступления, и выложить краткий обзор с оценкой по каждому фильму (тоже только второго круга). 7. Новички, которые захотят вступить в клуб в декабре 2018 года и позже, предлагают фильм уже на второй круг. Тема второго круга "Иностранные фильмы до 1980 года выпуска". 8. Каждый член клуба, выполнивший эти правила, по окончании первого круга просмотра фильмов получает повышение репутации +500. 9.Член клуба имеет право отказаться от одного просмотра в круге, по его выбору без объяснения причины, написав об этом перед началом обсуждения на форуме.
Список вопросов, которые помогут участникам клуба в обсуждении фильма:
1. Основные идеи фильма (по мнению зрителя) 2. Как эти идеи реализованы (оценка сценария - его последовательность, правдоподобность или осмысленность, взаимосвязанность, плановость и тп; оценка персонажей (насколько раскрыт образ персонажа, насколько он понятен/непонятен, поступки, мотивация персонажей, их реплики и тп). 3. Оценка художественной составляющей кинофильма (работа оператора, цветокоррекция, монтаж, звук) 4. Что нового приносит данное кино в мировой кинематограф (сюжет, идеи, звук, картинка…) 5. Ну а дальше чисто наши личные ощущения на уровне понравилось/не понравилось (и тут важно сказать кратко, если понравилось, то почему, а если не понравилось, то тоже почему); будем ли рекомендовать к просмотру другим людям; будем ли пересматривать сами еще раз. 6. Каким одним словом можно описать свои ощущения и мысли по поводу фильма. 7. Оценка фильма по 10 балльной шкале.
Фильмы первого круга:
23.10 от natalivaleri "Имя" (Le prénom, 2012) Обсуждение 30.10 от kovaleva9202 "Гоголь. Вий" (2018) Обсуждение 06.11 от source21a "Помни" (Memento, 2000) Обсуждение 13.11 от greenayes "Из машины" (Ex Machina, 2014) Обсуждение 20.11 от aleana_alesya "Красотка" (Pretty Woman, 1990) Обсуждение 27.11 от Саня-Босаня "Мужской стриптиз" (The Full Monty, 1997) Обсуждение 04.12 от Стефани "Во власти стихии" (Adrift, 2018) Обсуждение 11.12 от frau_99 "Он и Она" (Mr&Mme Adelman, 2017) Обсуждение 18.12 от sekynda-60 "Хребет дьявола" (El espinazo del diablo, 2001) 18.12 от sova-1010 "Четыре свадьбы и одни похороны" (Four Weddings and a Funeral, 1993) Обсуждение 25.12 от Darcy "Дом у озера" (The Lake House, 2006) Обсуждение 02.01 от Vicka "Он – дракон" (2015) Обсуждение 08.01 от mv270566 "Неуютная ферма" (Cold Comfort Farm, 1994) Обсуждение 15.01 от temryktatiana "Горькая луна" (Bitter Moon, Р. Полански, 1992) Обсуждение 22.01 от liusiafom "Ярость" (Fury, 2014) Обсуждение 29.01 от Совёнок "День сурка" (Groundhog Day, 1993) Обсуждение 5.02 от natalia "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead, 1990)
График обсуждения фильмов второго круга
Второй круг - "Иностранные фильмы до 1980 года выпуска".
05.02 от Darcy "Банковский билет в миллион фунтов стерлингов" (The Million Pound Note, 1953) Обсуждение 12.02 от Sova-1010 "Mocт Ватерлоо" (Waterloo Bridge, 1940) Обсуждение 19.02 от source21a "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959) Обсуждение 26.02 от Саня-Босаня "Ночной портье" (Il Portiere di notte, 1973) Обсуждение 05.03 от Vicka "Пролетая над гнездом кукушки" (One Flew Over the Cuckoo's nest, 1973) Обсуждение 12.03 от mv270566 "Женщины" (The Women, 1939) Обсуждение 19.03 от natalivaleri "Окно во двор" (Rear Window, 1954) Обсуждение 26.03 от liusiafom "Четыре мушкетёра Шарло" (Les quatre Charlots mousquetaires, 1974) Обсуждение 02.04 от temryktatiana "Самая красивая жена" (La Moglie più bella, 1970) Обсуждение 09.04 от kovaleva9202 "Анжелика и король" (Angélique et le Roi, 1965) Обсуждение 16.04 от frau_99 "На последнем дыхании" (À bout de souffle, 1960) Обсуждение 23.04 от Совёнок "Бумажная луна" (Paper Moon, 1973) Обсуждение 30.04 от greenayes "Боги, наверное, сошли с ума" (The Gods Must Be Crazy, 1980) Обсуждение
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:32 | Сообщение # 7727
Герцог
Сообщений: 1744
Цитатаmv270566 ()
Я не перестаралась с розгами 015 Йоду или алкоголю 006
Да, нормально, девчонки! Я же специально такое вам кино предложила, чтобы как-то оживить форум, а то все отзывы на последние фильмы исключительно положительные. А так - совсем не скучно - есть повод поболтать -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:32 | Сообщение # 7728
Герцог
Сообщений: 1640
ЦитатаСаня-Босаня ()
возможно ты просто переросла подобное кино. Или просто вдрызг не понравилась картина. Это нормально. Молодец, что вообще посмотрела до конца, а не плюнула на середине.
Читаю, и думаю, что мой ребенок 23 лет сказал бы на это (про фильм)
Сообщение отредактировалаnatalivaleri - Вторник, 26.02.2019, 14:32
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:33 | Сообщение # 7729
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40181
ЦитатаСаня-Босаня ()
Молодец, что вообще посмотрела до конца, а не плюнула на середине.
Я же весь фильм ждала, что вот сейчас, что вот ну еще, да вот же сейчас начнется то, чего обещали в заставке Не поверите, думала - да когда же они кошку съедят, все равно ее кормить нечем Ну в общем, меня явно не на те мысли кино подвигало Эхх
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:34 | Сообщение # 7731
Герцог
Сообщений: 2469
ЦитатаDarcy ()
А то, что там нацист насиловал кого-то ...а так - вообще кажется всё надуманным,
Меня в этом моменте задел не факт изнасилования,а взгляд на это заключённых и Лючии.Там нет эмоций ,жизни,страха,возмущения,они все смирились,все эмоции умерли до того как умерли все эти люди.Что надо было сделать чтобы довести людей до этого состояния.Мне кажется фильм не надо воспринимать буквально,как видио ряд,он позволяет читать между строк тем кто этого хочет.
Мужчина должен помочь женщине быть слабой,сильной она может быть без него.
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:36 | Сообщение # 7732
Герцог
Сообщений: 1744
Цитатаnatalivaleri ()
Читаю, и думаю, что мой ребенок 23 лет сказал бы на это (про фильм)
Я чуть позже этот фильм видела... В 27 примерно. Покажи ей - послушай, что скажет молодое поколение - это же жутко интересно))) -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Сообщение отредактировалаСаня-Босаня - Вторник, 26.02.2019, 16:40
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:36 | Сообщение # 7733
Герцог
Сообщений: 1574
Цитатаmv270566 ()
Я бы не назвала отношения между этими людьми - любовь. Все построено на получении наслаждения, даже через боль. И в этом я вижу психические отклонения обоих. Они пытаются достичь испытанного когда-то удовольствия с помощью антуража.
У них есть этот печальный опыт, это не могло не отразиться на них. Но вот они вынесли из стен концлагеря именно такую любовь, не важно что нам кажется нормой или нет в их отношениях, важно что они расстворялись в друг друге. Их космос.
Сообщение отредактировалаfrau_99 - Вторник, 26.02.2019, 14:39
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:39 | Сообщение # 7735
Герцог
Сообщений: 1744
ЦитатаDarcy ()
Я же весь фильм ждала, что вот сейчас, что вот ну еще, да вот же сейчас начнется то, чего обещали в заставке 005 Не поверите, думала - да когда же они кошку съедят, все равно ее кормить нечем 007 Ну в общем, меня явно не на те мысли кино подвигало 006 Эхх 003
Цитатаnatalivaleri ()
Была такая мысль
Ну, девочки, кто же знал, что кино вас на такие мысли натолкнет? Про кошку я забыла вообще))))))
Цитатаkovaleva9202 ()
Меня в этом моменте задел не факт изнасилования,а взгляд на это заключённых и Лючии.Там нет эмоций ,жизни,страха,возмущения,они все смирились,все эмоции умерли до того как умерли все эти люди.Что надо было сделать чтобы довести людей до этого состояния.Мне кажется фильм не надо воспринимать буквально,как видио ряд,он позволяет читать между строк тем кто этого хочет.
Да, Алена, это так. Больше всего пугает смирение. Они уже живые мертвецы... -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:40 | Сообщение # 7736
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40181
Цитатаkovaleva9202 ()
Там нет эмоций ,жизни,страха,возмущения,они все смирились
Ну вот для усиления эффекта было бы логичнее, что они не прячутся за спинки кроватей, а просто сидят и смотрят безучастно, кто-то может вообще не смотрит, а то вышло, что типа попрятались как дети. Вот именно нелогичность поведения вообще всех персонажей меня и убила.
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:46 | Сообщение # 7737
Герцог
Сообщений: 1574
ЦитатаDarcy ()
А то, что там нацист насиловал кого-то - ну в самом деле, было бы трагичнее, если б то был к примеру оральный секс, а так - вообще кажется всё надуманным, в той же вшивой постели, да что б... Короче может в то время это и было новаторским, но для современного зрителя - откровенно слабое кин
Ничего себе! Мне показалась эта сцена очень грязной и очень мерзкой. ощущение что ты сойдешь с ума. Спасибо Кавани что оральный секс не включила... иначе эти картинки долго стояли бы перед глазами.
Сообщение отредактировалаfrau_99 - Вторник, 26.02.2019, 14:46
Дата: Вторник, 26.02.2019, 14:51 | Сообщение # 7738
Герцог
Сообщений: 1574
ЦитатаDarcy ()
для усиления эффекта было бы логичнее, что они не прячутся за спинки кроватей, а просто сидят и смотрят безучастно, кто-то может вообще не смотрит, а то вышло, что типа попрятались как дети. Вот именно нелогичность поведения вообще всех персонажей меня и убила.
ЦитатаСаня-Босаня ()
смирение. Они уже живые мертвецы...
Никто не прятался.. это они зашуганные фашистами как все узники, лица без эмоций. они просто смотрели
Сообщение отредактировалаfrau_99 - Вторник, 26.02.2019, 14:53
Дата: Вторник, 26.02.2019, 15:04 | Сообщение # 7739
Герцог
Сообщений: 1744
natalivaleri,
Цитатаnatalivaleri ()
3.Оценка художественной составляющей. Снято реалистично. Ловлю себя на мысли, что музыка создает особенный мир в этой истории. ГГ уходят туда со своими фантазиями и переживаниями, жестокостью и сумасбродными идеями.
Здорово подметила, да и отзыв мне понравился, как ты все по полочкам разложила. -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 15:26 | Сообщение # 7741
Герцог
Сообщений: 1744
ЦитатаDarcy ()
Хотя нет, оператор вполне так хорошо снял, мрачновато 013
Дарси, спасибо за логический разгром фильма! Для меня достаточно того, что операторская работа тебя не разочаровала. -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 15:56 | Сообщение # 7743
Герцог
Сообщений: 1744
Цитатаfrau_99 ()
Фильм сильный и эмоционально сложный особенно для первого восприятия
Но мне во второй раз было его сложнее смотреть. Я смотрела маленькими частями, чтобы поберечь свою нервную систему
Цитатаfrau_99 ()
Заставляет задуматься какая же разная бывает любовь и вообще что есть любовь. Как судить героев? Их историю надо принимать как данность, ведь их объединяет общее страшное прошлое, но именно там зародилась эта любовь с животной страстью друг к другу, словно если бы перенести эту историю на музыкальные ноты, то животное влечение было бы обозначено знаком forte.
Наверное, если брать за точку отсчета нормальную любовь - светлую, созидающую, то на земле было бы мало устойчивых пар - мало кому дано любить так правильно и возвышенно. Наряду с идеальными отношениями всегда существовали, существуют и будут существовать и другие виды, скажем так, привязанностей. И скорее всего, они не слабее связывают двух партнеров, а, возможно, и сильнее.
Цитатаfrau_99 ()
Макс ( Дирк Богарт) - противоречивый персонаж. Как актёр потрясающе передал такой спектр чувств: вины, презрение к коллегам СС-овцам, жестокость, глубочайшую нежность ( сцена с графиней, когда Макс говорит: " я нашёл свою девочку"). Этот актёр стал для меня открытием и я восхищена его искренней игрой.
Да, классный актер! По его воспоминаниям, он не сразу согласился играть в этой картине... По его просьбе было сокращено количество действующих лиц, и сценарий свелся все же к истории любви. А до этого там много было чего намешано. Возможно, если бы Кавани не переписала бы сценарий, тогда бы нашей Танюше Дарси фильм понравился бы больше)))))
Цитатаfrau_99 ()
В начале фильма Макс вызывает подозрение и презрение, кажется опасным и скользким типом, до того момента, когда он приходит в номер к Лучии и где раскрывается как горячо любящий мужчина, эта сцена эмоционально очень сильная и вызвала у меня шок, я ожидала увидеть жертву и палача, и каково было удивление, когда это оказалась любовь, вот это было самым необычным для меня: как можно было презирать Макса, а через 5 минут проникнуться симпатией. ( читала что эту сцену снимали с одного дубля).Да
Поначалу Макс весь такой высокомерный, уверенный в себе, и вот происходит встреча с Лючией, и он растерян, напуган. Поэтому ищет с ней встречи... Помнишь, как он кричит: "Ну зачем ты приехала?!" Но тут уж кричи-не кричи - они встретились, и их встреча подобна короткому замыканию...
Цитатаfrau_99 ()
Лучия (Шарлотта Рэмплинг) - очень интересное лицо, холодная красота, необычное сочетание: тяжёлого взгляда голубых глаз исподлобья и утонченных черт лица, красивая и изящная. Её персонаж не так многогранен. Но она одинаково потрясающе играет боль и страх воспоминаний о лагерном прошлом и искреннюю радость от встречи с любимым.
Да, у нее совсем мало реплик. Она временами напоминает маленькую девочку или куклу в розовом платьице... И когда она покупает это платье, прогуливаясь по Вене, Лучия уже решает для себя, что останется с Максом
Цитатаfrau_99 ()
Испытав однажды такие сильные и яркие эмоции, как Лучия с Максом в концлагере ( а там не могло быть иначе), когда ради тебя отрезают обидчику голову и приносят в коробке, что является совершенно животным, аморальным поступком Макса, все остальные отношения будут казаться серыми на их фоне и идеальный муж композитор не способен дать ей этих ощущений.
Это ты очень верно сказала)))
Цитатаfrau_99 ()
Фильм оставил неизгладимое впечатление и спасибо за выбор Лене.
Таня, я очень рада, что я смогла немного тебя развлечь))) И спасибо за чудный отзыв! -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 16:36 | Сообщение # 7744
Герцог
Сообщений: 1744
Цитатаkovaleva9202 ()
Посмотрев фильм я не знала как охарактеризовать моё отношение к фильму,ни одно слово не подходит.Он познавательный,шокирующий,порочный-да,но всё ровно в этих словах нет той глубины чтобы описать шок испытанный мной.Это такой клубок мыслей и эмоций,видимо надо рассматривать фильм с разных точек зрения.
Мне нравится, Ален, твой подход к делу. Хоть и кипит твой разум возмущенный, но ты стабильно проводишь подробный анализ, ничего не упуская из виду.
Цитатаkovaleva9202 ()
Нормальных людей в фильме нет,ни одного. Страх. Страх является отправной точкой всех их историй.
Это и мои мысли тоже
Цитатаkovaleva9202 ()
Они пытаются доказать,себе в первую очередь,что им нечего стыдиться. Ведут себя как шакалы,которые живут в стае.
Да, и сразу же избавляются от человека при малейшем подозрении, что он может выдать их "гоп-компанию" У них на опасность - звериное чутье и такие же методы защиты.
Цитатаkovaleva9202 ()
"Пленные"доведены до уровня скота,который можно использовать по своему усмотрению.Они уже не люди.в их глазах нет уже ни стыда,ни страха им понятно что будущего нет,ни кто не выжил.
Обреченность, смирение и пустота - такие эпитет приходят на ум, когда видишь всю их "загнанность".
Цитатаkovaleva9202 ()
Хоть в начале фильма и говорят что никаких совпадений с реальностью нет,по факту это эссенция из реальных событий.
Да это так и есть.
Цитатаkovaleva9202 ()
Фильм очень......... Буду пересматривать,рекомендовать,обсуждать,спорить. 9,5/10
Спасибо, Ален, что высоко оценила фильм! Всегда здорово читать отзывы, где находишь подтверждение своим мыслям. -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 16:58 | Сообщение # 7746
Герцог
Сообщений: 1574
ЦитатаСаня-Босаня ()
сценарий свелся все же к истории любви. А до этого там много было чего намешано.
Я читала что на политическую тему многое сократили в сценарии.
ЦитатаСаня-Босаня ()
Поначалу Макс весь такой высокомерный, уверенный в себе,
Как айсберг в океане
ЦитатаСаня-Босаня ()
Помнишь, как он кричит: "Ну зачем ты приехала?!"
Дааа! И у них своего рода игра происходит с грязным словами еще не ясно что они любят друг друга. И мне нравится когда он говорит на полу: "Слишком быстро.. и долго.. тааак долго.." Уххх
Дата: Вторник, 26.02.2019, 17:06 | Сообщение # 7748
Герцог
Сообщений: 1744
Совёнок, поддай жару! Ты же можешь! Отключи в себе критика!
Цитатаfrau_99 ()
И мне нравится когда он говорит на полу: "Слишком быстро.. и долго.. тааак долго.." Уххх
Цитатаfrau_99 ()
P.S. ты смотрела "Гибель богов"?
Нет, не довелось. Но слышала про него. Здесь нужно хорошо историю знать, чтобы разобраться в теме. После этого фильма как раз и пригласили пару Богарт/Ремплинг сняться и в "Ночном портье"... Но ты уже про это прочитала, надеюсь -------------------------------------------- Моё имя - Елена
Дата: Вторник, 26.02.2019, 18:05 | Сообщение # 7750
Герцог
Сообщений: 1744
Если кому интересно узнать о фильме из уст самого режиссера, то это можно почитать под спойлером
Лилиана Кавани о фильме «Ночной портье»
В 1965 году я снимала на телевидении фильм «Женщины в движении Сопротивления», для которого взяла интервью у двух женщин, переживших лагерь. Одна из них, родом из Кунео, провела три года в Дахау (ей было восемнадцать, когда она туда попала). Она была партизанкой, не еврейкой. Рассказ этой женщины привел меня в замешательство: после окончания войны, когда жизнь вошла в нормальное русло, она каждый год ездила на две недели в Дахау. Брала летом отпуск и проводила его там. Я спросила, почему она ездила именно туда, а не куда-нибудь подальше от этого места. Она не смогла ответить достаточно ясно (может, это смог бы сделать только Достоевский). Однако в самом факте этих ежегодных визитов в лагерь был заключен ответ: жертва, так же, как и палач, возвращается на место преступления. Почему? Надо покопаться в подсознании, чтобы понять это.
Другая женщина, из Милана, тоже не еврейка и тоже партизанка, попала в Освенцим. И выжила. Я встретилась с ней в ее убогом жилище на окраине Милана. Меня это очень удивило, ведь ее семья была весьма зажиточной. Она объяснила мне это: после войны она пыталась возобновить связи с семьей и с людьми, которых знала раньше, но не смогла этого сделать и стала жить одна, вдали от всех. Почему? Потому, сказала она, что ее шокировала послевоенная жизнь, которая продолжалась так, словно бы ничего не произошло, испугала та поспешность, с которой было забыто все трагическое и печальное. Она вернулась из ада и поэтому считала, что люди, увидев, на что они могут быть способны, захотят многое радикально изменить. А получилось наоборот: именно она чувствовала себя виноватой перед другими за то, что пережила ад, что стала живым свидетелем, укором, жгучим напоминанием о чем-то постыдном, о том, что все хотят забыть как можно быстрее. Разочаровавшись в мире, почувствовав себя помехой для окружающих, она решила жить среди людей, которых не знала раньше. Я спросила, какие воспоминания ее мучают больше всего. Она ответила, что больше всего ее мучает не воспоминание о том или ином эпизоде, а тот факт, что в лагере ей во всей глубине раскрылась ее собственная натура, способная творить как добро, так и зло. Она особо подчеркнула: «зло». И добавила, что никогда не простит нацистам то, что они заставили человека осознать, на что он способен. Примеров она мне не привела, просто сказала, что не надо думать, что жертва всегда невинна, потому что жертва — тоже человек.
Эти интервью дали мне богатую пищу для размышлений. Кроме того, они послужили первыми наметками для этого фильма.
Еще одна работа на телевидении (первый мой фильм, сделанный в 1962 году) оказала влияние на мой замысел. Это был фильм-монтаж «Истории третьего рейха», первая и пока единственная в Италии четырехчасовая смонтированная хроника. Я провела несколько месяцев за монтажным столом, просматривая материалы со всего света, и увидела совершенно невероятные вещи. Гитлер и его окружение страстно обожали кино. Немцы любили снимать — и хорошо снимать — каждое событие. Мы просмотрели рулоны пленки, снятой в лагерях и на фронте, в России. Однажды мы даже прекратили просмотр, нам стало плохо. Художники XIII века, пытавшиеся изобразить ад, были просто наивны, поняли мы. Произошел безусловный прогресс в деле жестокости, настоящая эскалация жестокости. Зачем же операторы оставляли эти кадры? Чтобы их показывать? И чем больше я смотрела, тем больше убеждалась, что невозможно говорить только в терминах специфической хроники событий, чтобы понять чуму Европы, длившуюся с 1920 по 1945 год. Необходимо было пойти вглубь, провести обширное расследование, чтобы распутать клубок вины. Рассказывать словами обычной «истории» означало бы упрощать, а упрощать в этом случае значило бы пособничать. В то время зрителей у культурного канала, по которому фильм был показан, было всего 200 000. Правда, фильм хотели повторить по национальному каналу, но посольство ФРГ подало протест, и фильм больше не был показан. Так, значит, права была та жительница Милана, испытавшая стыд после войны,— такой же, как и во время войны.
Та смонтированная хроника была моим крещением в современной истории (я закончила университет по специальности «античная филология»): я просто не знала, чем на самом деле был европейский конфликт, должна была да и хотела сделать своими соучастниками тех зрителей, которые тоже не знали,— я хотела понять и помочь понять другим, какой тип культуры сделал возможным существование нацизма. Для меня важно было узнать, что же скрывалось за самими фактами. И в этом анализе уже появился эмбрион моего будущего фильма. В 1965 году я делала программу на телевидении к 1 Мая. Тема была такая: что знает новое поколение, мое поколение европейцев о второй мировой войне в канун двадцатилетия со дня ее окончания (программа называлась «День мира»), Я объездила все европейские столицы, так или иначе связанные с памятным событием, и с изумлением обнаружила потрясающее невежество, а наиболее ошеломляющим было то, что это невежество немецких студентов носило характер настоящей бравады. Да, жительница Милана, прошедшая ад, была права, когда ощущала себя помехой.
Помнили только свидетели, жертвы. Много лет назад я целый день проговорила с Примо Леви. Он все вспоминал, вспоминал, хотя прекрасно знал, что я читала его книги,— казалось, что по этим книгам он мог написать еще много других книг. Создавалось такое впечатление, что Леви мог говорить только об одном периоде своей жизни, как будто он остался там навсегда, несмотря ни на что. Я спросила его, верно ли, что и преступники были так же травмированы в то время, как и жертвы. Кажется, что нет, во всяком случае, когда читаешь то, что они говорят на суде. Признать угрызения совести значит признать свою вину, а ведь вся их защита строится на отсутствии вины.
Жертва не хочет забывать, мало того — возвращается на место преступления, как будто не хочет вылезать из подполья, в которое упала и которое всегда внутри ее самой. Палач, наоборот, хочет выбраться на свет, принять достойный вид. Он ищет себе оправдания в логике войны и хочет навсегда закрыть дверь в подвал, из которого он вылез.
В одном интервью, которое я давала в Париже, на вопрос о смысле фильма я ответила: «Все мы жертвы или палачи и выбираем эти роли по собственному желанию. Только маркиз де Сад и Достоевский хорошо это поняли». Это было похоже скорее на удар, чем на ответ.
Я считаю, что в любой обстановке, в любых отношениях обнаруживается динамическая зависимость жертвы — палача, более или менее ярко выраженная, обычно на бессознательном уровне. Степень зрелости человека сдерживает в той или иной мере эту тенденцию, которая все равно остается пусть и подавленной, непроявленной. Война служит всего лишь детонатором: она расширяет возможности выражения, уничтожает тормоза, открывает шлюзы. Мои герои во время войны уничтожили тормоза и с блеском сыграли свои роли. Речь идет о взаимозаменяемых ролях. Я уже говорила, что отношения между палачом и жертвой находятся в постоянной динамике: вот начинается эскалация в одном из участков, и личность постепенно превращается в свою противоположность — вплоть до полной смены ролей, и все начинается сначала. Война высвобождает садомазохизм, который таится в каждом из нас. Во время войны государство монополизирует садомазохистские тенденции своих граждан, спускает их с цепи и, узаконив, использует.
Мои герои разыгрывали свои роли в рамках закона в 1945 году, в 1957 же году, когда они встречаются вновь, их роли — вне закона. Теперь, в новое время, их считают психопатами, однако они остаются самими собой — не психопатами, а трагическими фигурами. Это настоящая трагедия: жить в роли, рожденной и разрешенной в совершенно иной исторический момент, в иной исторической обстановке. Вот почему трагичны все свидетели, которых я знаю. Двойственность человеческой природы — вот, по моему мнению, из чего надо исходить при попытке понять человеческую натуру и историю. На самом деле, именно анализ послевоенного невежества позволяет лучше понять невежество, приведшее к войне, приведшее к диктатуре. Права жительница. Милана, которая стыдилась самой себя: сегодняшний мир не хочет знать! Не хочет вглядываться в будущее и может еще раз совершить ошибку. Не будь двойственности в природе Гитлера, он был бы никем. А так он стал выразителем чувств и идей всех разочарованных немцев. Демократия опирается на зрелость граждан, в то время как диктатура опирается на их незрелость. В результате этого и возникает нацизм в крошечных масштабах — внутри нас самих, из-за двойственности нашей натуры.
В 1946 году Карл Ясперс, изгнанный из Гейдельбергского университета еще в 1936-м, возобновил свою преподавательскую деятельность, начав с курса «Вина Германии». Его студенты, в большинстве своем прошедшие фронт, выказывали недовольство профессором: они топали ногами и вообще покидали аудиторию. Ясперс своим курсом хотел заставить немцев задуматься вот над чем: только пропустив через свою совесть собственную вину (какой бы — маленькой или большой — она ни была), немцы смогут стать демократами. Но никто и слушать не хотел о вине, и Ясперс потерял популярность. Не хотели слышать ни о каком признании вины не только невинные, но и преступники, которые предпочитали предать забвению то, что произошло, пользуясь пресловутым тезисом «приказ есть приказ» (он, кстати, давил и на судей во время процессов над военными преступниками). Виноват всегда начальник, и вина таким образом перекладывается на все более высокого начальника и, в конце концов, падает на Гитлера, В результате, виновным остается только Гитлер. Как будто бы он свалился с Марса и превратил одним взмахом руки добропорядочных людей в убийц, С другой стороны, этот тезис защищает всяких лейтенантов Колли от ответственности за преступления во Вьетнаме. В полном согласии с этим тезисом Ганс Фоглер, психиатр из моего фильма, утверждает, что комплекс вины — это нервный срыв, невроз. В конгресс-зале гостиницы «Опера» бывшие товарищи по партии тренируются, вырабатывая отсутствие страха перед обвинениями на возможном суде. Только Макс, самый слабый, как считает доктор Фоглер, сдается. Он понимает, что совесть его не чиста и склонен признать себя убийцей в отставке.
(«Я твердо уверен, что не только слишком большая совестливость, но и просто совестливость не что иное, как болезнь». Ф. М. Достоевский, «Записки из подполья».)
Из-за своей иронии, хитрости, но также и благодаря страданиям больной совести Макс становится фигурой трагической: он не меняет роли. Его бывшие товарищи по партии начали играть роли благочинных господ, уважающих закон (законы тоже поменялись). Они здоровы. «Макс болен»,— говорит доктор Фоглер.
(«После долгих лет наблюдений за бывшими военными преступниками я пришел к выводу, что у большинства из них либо вообще не было совести, либо они были способны удалить ее, как удаляют аппендикс». Симон Визенталь. «Убийцы среди нас».)
Меня неоднократно спрашивали во время съемок фильма, будет ли это политический фильм. Я отвечала: нет. «Ночной портье» не является политическим фильмом в привычном смысле. Я не касаюсь в нем ни известных исторических лиц, ни подлинных исторических событий. Я говорю об условиях существования, о нацизме. Политические фильмы по сути своей свободны от многого: события уже в прошлом, изображаемые персонажи умерли, все это было где-то там, давно, а здесь уже нет — это мы все знаем, никого не надуешь. А мне интересно рассмотреть все оттенки серого.
(«Постепенно я осознал, что между белым и черным существовало множество оттенков серого: серо-стальной, серо-жемчужный, сизо-голубиный. А также оттенки белого: даже жертвы не всегда были невинны». Опять из «Убийц...» С. Визенталя.)
Потому что я придерживаюсь мнения, что человек двойствен и двойственна история. В политических фильмах зрителям легко отождествлять себя с положительными героями. Интересно, с кем бы из моих героев они себя отождествили. Я думаю, это было бы весьма затруднительно — увидеть себя в сомнительном персонаже. Если бы это было не так, нельзя было бы объяснить, почему человек так плохо знает собственную натуру. Истинную натуру. Ведь вот выходит, что добропорядочные граждане, венцы, например (но не только они), обожающие вальс и оперу, вдруг обнаруживают, что у них самый большой процент нацистских преступников, такое количество, какое никто и представить себе не мог, и только война выявила его. А когда войны нет, что делают потенциальные убийцы, живущие среди нас? Готовят ее.
Расхожему вопросу о том, политический это фильм или нет, я предпочитаю вопросы о ходе съемок, создании среды, о костюмах, об актерах.
Чудовищно красивы эсэсовцы. Какие они нарядные! Они были любимчиками Гитлера. Можно сказать, это была каста жрецов третьего рейха, состоящая из черных монахов, которые блюли декор, как и все касты жрецов. Сознательно или бессознательно они были преданы Гитлеру— привязаны к нему гомосексуальным культом. А сам вождь был подобен непорочной девственнице (неженат, бездетен, обитает в святая святых), а если и появлялся на публике, то только в хорошо продуманном убранстве и окружении, совершая некий хорошо срежессированный ритуал (по этому поводу очень интересно прочитать воспоминания Шпеера, главного декоратора третьего рейха). В фильме СС — это сексуальный фетиш, сознательно обыгрываемый обоими героями.
Если Муссолини опирался на средиземноморский культ мужского превосходства, то Гитлер использовал более соответствующий германской культуре культ войны, телесного духа. Поэтому преданность Гитлеру носила более глубинный и эстетизированный характер, нежели привязанность к дуче, отдававшая деревенщиной. Шпеер в своих воспоминаниях утверждает, что каждый раз в присутствии Гитлера он испытывал сильное эмоциональное возбуждение.
(«1 мая пришло сообщение о смерти Гитлера. Я достал сафьяновую шкатулку с фотографией Гитлера. До этого я ни разу ее не открывал. Нервы у меня были на пределе, и когда я выбросил его портрет, я разрыдался. Теперь мои отношения с Гитлером по-настоящему кончены, чары разрушены, заклятие снято». Альберт Шпеер. «Воспоминания о третьем рейхе».)
Местом действия своего фильма я выбрала Вену, потому что я обожаю Вену. Кажется, время здесь остановилось еще в начале первой мировой войны, в 1914 году. Это сердце Центральной Европы. Люди в Вене аккуратны, размеренны, улицы вычищены как нигде в мире, все функционирует, как часы. Я обожаю Вену потому, что там я поняла кое-что, уловила некоторые знаки нашего времени, которое началось там, в начале века. Буржуазия, запечатленная Климтом, например, более беспокойна, чем на виньетках Гроса. Элегантная, вымученная и умудренная, усталая. Картины Шиле так же знаковы: они предсказывают грядущую чуму. Красота образов Климта — это сон, иллюзия, это трагическая красота. Убийцы нашего времени не похожи на Джека Потрошителя. Это люди, которые заботятся о своей одежде, о декоре, это люди, которые не знают, кто они такие, до тех пор, пока не начинают обожать вождя. И даже тогда они этого не знают. Конец войны, смерть вождя приносит с собой не угрызения совести, а всего лишь разочарование, связанное с крахом великих иллюзий. Это все, что осталось. В 1957 году, которым датировано действие фильма, из Вены только что были выведены советские войска, и город зажил своей обычной жизнью, как будто бы ничего не случилось. Мелкие и средние преступники возвращаются к своим бывшим занятиям, но держат ухо востро, чтобы не попасться в сети к следователям, поддерживают между собой контакты, чтобы совместно защищаться. Это все благоустроенные и добропорядочные люди, те самые, что сидят рядом с тобой в Опере, едят торт «Захер» за соседним столиком, те самые, что любят Моцарта и томное очарование Вены. Но в этом городе, как, впрочем, и в других, существует подполье, и в это подполье я заглянула. Густонаселенное подполье — в том смысле, какое придавали этому слову Достоевский и Манн (не американский андеграунд). Как фильм о подполье может быть политическим? Ведь мои герои иррациональны, они за гранью любой логики. Мне было достаточно трудно отыскать пару, достойную кисти Климта, умудренную опытом и обладающую глубокой страстью к подполью: Богард и Рэмплинг выполнили то, что я задумала. Это актеры, психофизическая сущность которых менее всего годится для политического фильма. Но это трагические герои, как и все типические герои, выразители той или иной идеи. В фильме эта идея — внутри человека. Это глубокая болезнь, и ее симптомы обнаруживаются только у человека из подполья.
Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Entertainment Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы,
размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях.
Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок.
Запрещено копирование элементов дизайна!