График показа






S3E01 "Вступивший в бой"
S3E02 "Капитуляция"
S3E03 "Все долги оплачены"
S3E04 "Среди потерянных вещей"
S3E05 "Свобода и виски"
S3E06 "А. Малькольм"
S3E07 "Мятный ликер"
S3E08 "Первая жена"
S3E09 "Полный штиль"
S3E10 "Небо и Земля"
S3E11 "Черепаховый суп" 26 ноября
S3E12 "Бакра/Рабовладелец" 3 декабря
S3E13 "Новый мир" 10 декабря



Набор в команду
Приглашаем в команду сайта:

ПЕРЕВОДЧИКОВ
Дизайнеров
Модераторов
Ньюсмейкеров

По всем вопросам обращаться к Стефани
или отпишитесь
Новости 4 сезона
Новое на форуме
Нелл Хадсон/Nell Hudson
Автор: metagri
Форум: Актеры
Дата: 19.11.2017
Ответов: 127
S3E10 "Небо и Земля"
Автор: Лёля
Форум: 3 сезон
Дата: 19.11.2017
Ответов: 22
Дэвид Берри/David Berry
Автор: Стефани
Форум: Актеры
Дата: 19.11.2017
Ответов: 53
Общее обсуждение сезона
Автор: Стефани
Форум: 3 сезон
Дата: 19.11.2017
Ответов: 504
Новости 4 сезона
Автор: Стефани
Форум: 4 сезон
Дата: 19.11.2017
Ответов: 62
Твиттер
Главная » 2017 » Октябрь » 30 » Праздник кельтов Самайн (Samhuinn)
11:49
Праздник кельтов Самайн (Samhuinn)



Совсем немного времени нас оделяет от наступления наивысшей точки одного из самых важных праздников Шотландии с древних времен - Самайна (Samhuinn), который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Наверное, вам интересно узнать, почему же он так важен и как его празднуют в Шотландии.

Самайн (гэльск. Samhuinn) - это древний кельтский "праздник". Надо сказать, что Сайман - это не в прямом смысле "праздник", как мы сейчас это представляем. Это обозначало момент священного времени, противостоящего времени мирскому. "Священное время" покрывает некий строго определенный, можно сказать концентрированный период, который, исходя из обстоятельств, может быть равновелик суткам, году или вечности.

Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле (месяц Гиамониус). И именно "праздник" Самайн соединяет между собой два мира и два года: он ограничивается тем исключительным моментом, когда мир человеческий сообщается с Иным Миром, ибо этот момент не принадлежит ни году уходящему, ни году наступающему. Это время прямого контакта между Иным Миром (с его нелинейным временем) и людским миром.

По данным древнеирландских источников, праздник Самайн в древние времена отмечался течение трех ночей перед Самайном, самой ночи Самайна и трех ночей после него. В реальном мире (мире людей) Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября. Празднования Самайна сохранились в нескольких вариантах, как фестивали, посвященные жатве и усопшим.



Это время было всегда неким поворотным моментом скорее скотоводческого, чем земледельческого цикла.
Он соответствовал завершению летнего пастбищного сезона. Овец и крупный рогатый скот пригоняли с холмов, собирали в стадо и вели на убой, щадили лишь часть животных — на размножение. Таким образом, устроить обильный пир не составляло особого труда.

Праздник сопровождался грандиозными пиршествами, призванными напомнить пиршества в Ином Мире. В преданиях указывается, что так как период Самайна - это время некого перехода из одного мира в другой, то потусторонний мир был открыт в ту ночь. Простому народу опасно бродить в эту ночь вне стен своих жилищ. Люди должны собираться вместе (целым родом) около короля или лэрда и пировать, так как злые силы уничтожат любого, не присутствующего на спасительном пиру.

И поэтому одной из возможных этимологий слова "Самайн" - это "samana" (собрание). И в древних источниках Ирландии и Шотландии встречаются "пир Самайна" (feiss Samna), «собрание Самайна» (óenach Samna), но чаще всего речь идет о "ночи Самайна" (adaig Samna).



В одной из рукописей приводится такое описание королевского пира:

Большое общество садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле. Свинина особенно любима кельтами, как жаренная и вареная, так и солонина. В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая. Кроме того на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.

Пища на пиру делилась на два вида – обычная праздничная еда, составляющая пир, и обрядовая пища, которая была частью магического ритуала. Такая пища воспринималась не как удовольствие, нередко ее остатки сохранялись с магическими целями (обереги, исцеление, увеличение плодородия, благосостояния) целый год. На углях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусок. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.



Месить тесто и готовить обрядовые лепешки нужно было на овечьей шкуре, обладавшей магическими свойствами оберега и плодородия. Испеченные на золе лепешки из цельных зерен - ритуальное блюдо шотландцев. Пекли также хлеб из овсяной муки с отверстием посередине. Такой хлеб пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

Поедание пищи рассматривалось как способ защиты от нечистой силы и одновременно как путь к контакту с потусторонними сущностями. Пища так же приносилась в дар различным богам, духам, божествам, стихиям, умершим. Часть жертвенной пищи полностью отдавалась божествам, часть – в форме причастия к божественному и сверхъестественному – поедалась людьми.

Самайн так же был сроком уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.



Ритуальная сторона праздника более сложная. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня. Костры играли огромную роль в торжествах, и традиция до сих пор сохраняется в некоторых местах. В ночь Самайна повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами. Ритуальный огонь непременно должен быть только что добытый, то есть "новый" и "живой". В пламени праздничного костра потухали все другие огни. Каждая семья торжественно зажигала свой очаг от общего огня, что объединяло все семьи деревни. Часто разводилось два костра, и люди ходили между ними как ритуал очищения. Иногда между кострами проводили и скот.
Помимо очищения огнём в обычае сохранилось традиция убирать и чистить дом.

Гэльский обычай носить костюмы и маски был попыткой скопировать злых духов или отвадить их. В Шотландии мертвых изображали молодые люди в масках, с закрытыми тканью или начерненными лицами, одетые в белое. Свечные фонари, вырезанные из репы, были частью традиционного фестиваля. После того как в Европу завезли "тыкву" из Америки, она сменила на этом достойном посту репу.



Гадание также является общей фольклорной традицией, которая сохранилась в сельских областях. Наиболее распространены гадания на суженного, будущее место жительства и количество будущих отпрысков. Такие продукты, как яблоки и орехи собранного урожая, широко использовались в данных ритуалах. Яблоки очищают, кожуру бросают через плечо, а потом проверяют, похожи ли очистки на букву имени будущего суженного, орехи жарят на очаге и интерпретируют их движения - если орехи остались вместе, значит будет пара. Яичные белки бросали в стакан с водой, и фигуры предсказывали количество будущих детей. Детям соответствуют вороны, и многое можно узнать по количеству птиц или в зависимости от направления их полета.



Надо сказать, что в источниках про нечисть, ходящую по земле, стали писать только со времен христианизации, когда появилось понятие ада. У кельтов ада в Ином мире не существовало, и, соответственно нечисти там не было.

Современные же атрибуты праздника - это очищающий огонь и ритуальная еда и всё, что с ними связано.
Цвета "праздника" - цвета огня и горения: оранжевый, коричневый и черный. Традиция наряжаться - это своеобразная попытка людей "спрятаться" от чертей, чтобы те их приняли за своих и не навредили.


Подготовила elap23

Специально для http://ТheОutlander.ru/
Категория: Статьи | Просмотров: 371 | Добавил: elap23 | Теги: обычаи, Шотландия, Самайн, Статьи, Кельты, Samhuinn | Источник| |Рейтинг: 5.0/2

Внимание!
Запрещено копировать и распространять материал без ведома администрации сайта.



Похожие новости:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
avatar
Добро пожаловать

Конкурсы
Мы в сети


Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 22
Пользователей: 4
Лёля, frau_99, mrsfitz, Бонитоша
Администратор
Зам.админа
Главный модератор
Модератор
Главный переводчик
Переводчик
Главный дизайнер
Дизайнер
Ньюсмейкер
Активист
Проверенный
Пользователь

[ Кто сегодня был? ]
Наш баннер
Наш опрос
Ваш любимый женский персонаж
Всего ответов: 130



Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы, размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях. Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок. Запрещено копирование элементов дизайна!


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика